Медаль «За возвращение Крыма» учреждена в марте 2014 года после вхождения полуострова в состав РФ. Считается, что прототипом награды стала советская медаль «За освобождение Крыма», которую предлагали учредить в 1944 году. Первыми новую медаль получили из рук Шойгу председатель Совета министров Республики Крым Сергей Аксенов, офицеры Черноморского флота РФ, российские военнослужащие и бывшие бойцы спецподразделения МВД Украины «Беркут».
Еще будучи депутатом Государственной думы РФ Анатолий Локоть в составе парламентской группы фракции КПРФ одним из первых приехал в Севастополь, для того чтобы встретиться с жителями города-героя и оказать моральную поддержку братскому народу.В ходе избирательной кампании Анатолий Локоть предложил Новосибирску стать городом-побратимом Севастополя и после победы на выборах воплотил данную инициативу в жизнь.
Вот как рассказывал журналисту «МК в Новосибирске» о своей поездке в Крым в марте этого года Анатолий Локоть:
— Мы прибыли в ночь, а накануне днем состоялись известные столкновения в Симферополе, были пострадавшие, несколько смертей. Известно, что столкновения начались на национальной почве… Некоторые представители крымско-татарской общины поддержали решения новой киевской власти. На следующий день Комоедов встречался с представителями татарской общины, предпринимались шаги в этом направлении и из России, и ситуацию удалось урегулировать. Буквально через сутки татарская община никак не участвовала в противостоянии и заявила о своем нейтралитете.
Повлиял ли наш приезд на ситуацию, на то, что силы самообороны вошли в здание верхового совета Крыма и взяли его под контроль? Трудно сказать. При этом, подчеркиваю, украинские флаги были сняты везде. В Крыму, где я был, флагов Украины больше нет, везде вывешены российские флаги и сделано это нарочито. Это не случайность, это позиция. Состоялась все-таки сессия, и вы знаете, что там было принято решение о проведении референдума. Когда я там присутствовал, то вопрос звучал таким образом: о расширении полномочий Крымской автономии, возвращении фактически к 1994 году. Но все быстро меняется, и в конечном итоге, я думаю, что они могут скорректировать и вынести вопрос в иной формулировке.
Мы встречались с представителями русской общины, некоторая разрозненность ощущалась на тот момент в настроениях. И это понятно, слишком уж сложная ситуация. Затем, на второй или третий день произошли заметные изменения и консолидация. Особенно после решения Верховного совета.
Но самое интересное — это встреча с мэром, народным, как я его назвал, а потом выступление на митинге перед мэрией. Горожане поддерживают своего мэра, которого избрали на митинге в Севастополе, и Совет города Севастополя признал его. Но не как мэра — нашли свою формулировку — а как руководителя координационного совета по обеспечению жизнедеятельности города. Он произвел довольно сильное впечатление — это предприниматель, человек известный, авторитетный, известный тем, что восстанавливал 35-ю батарею на свои деньги. Он не имеет украинского гражданства, только российское, но его очень поддерживает народ.
Кстати, встретил там земляка. Не буду называть его фамилию. Это пожилой человек, который переехал в Севастополь и уже несколько лет живет там. Его слова были такими: «Анатолий, ну вы как? Не кинете нас? Ну, вы это — Россия». А смысл был таков: помогите нам устоять. Я выступил на митинге. Очень хорошо встретили мое выступление, ведь я не просто передал привет, а провел вполне понятные параллели между сибиряками и севастопольцами. То, что Севастополь — это гордость флота, русских моряков, мы к нему по-особенному относимся, и все сибиряки шлют привет и моральную поддержку.
Улетали из Симферополя. Аэропорт в Симферополе действительно взят под контроль силами самообороны, я фотографировал их на телефон. Мирные люди, только в маскхалатах. Они никого не задерживают, но контролируют терминал внутренних перелетов, международные посвободнее. Журналистов очень много, мимо не проскочишь. Они в упор поставили камеру, снимают, и никто им не мешает.