СКАН — это ежемесячный опрос горожан старше 18 лет по случайно выбранным номерам домашних стационарных телефонов, проводимый по инициативе компании «ИнфоСкан» на ту или иную тему. Цифры округлены до одного процента.
Как выяснилось, 50% населения положительно оценивают качество услуг ЖКХ, 28% — отрицательно. При этом молодежь лучше отзывается о качестве услуг по сравнению с более взрослыми горожанами. Так, среди людей от 18 до 32 лет 68% хорошо оценили качество услуг ЖКХ и лишь 20% негативно, однако среди жителей старше 50 лет хорошо оценивают работу жилищников лишь 35% опрошенных, а 36% назвали качество услуг плохим.На вопрос «Считаете ли вы сумму, которую платите за услуги ЖКХ, приемлемой?» у населения нет однозначного ответа. 47% дали противоположные результаты, а 6% затруднились высказаться. При этом пенсионерам сложнее всего оплачивать услуги ЖКХ: 70% из них считают стоимость услуг слишком большой и лишь 28% назвали ее нормальной. Такие категории людей, как студенты и безработные, склонны считать сумму платежей терпимой — так думают 72% студентов и 53% безработных соответственно.
С первого июля было принято решение о повышении тарифов на услуги ЖКХ, 37% ответили, что знают об этом, еще 37% сказали, что слышали, а 25% узнали о переменах впервые. При этом зрелые новосибирцы показывают большее знание о росте расценок, нежели молодые. Так, среди людей от 18 до 34 лет доля знающих о повышении тарифов составляет лишь 20%, тогда как не знающих 42%, при этом среди группы «55 лет и более» доля знающих составляет 64%, а доля не знающих лишь 6%.
Жители Новосибирка не считают, что рост цен повлияет на качество услуг. Лишь 6% опрошенных надеются, что это повысит уровень работы жилищников, при этом 87% уверены, что рост тарифов не повысит качество услуг. Интересно, что среди людей с высшим образованием доля тех, кто считает, что повышение тарифов приведет к росту качества услуг, составляет лишь 2%.
Повышение тарифов по-разному отразится на различных группах людей. В целом 33% респондентов сообщили, что повышение тарифов заметно скажется на бюджете их семьи, 38% — что скажется, но незначительно. Пенсионеры оказались самой уязвимой группой: 54% из них считают, что рост расценок значительно повлияет на их семейный бюджет, еще 31% думают, что повышение скажется на бюджете, но незначительно.
Большинство респондентов (69%) считает, что мера по отключению электричества (газа и т. п.), применяемая к злостным неплательщикам, справедлива, а 15% не считают ее таковой. Мы спросили жителей города, какие альтернативные меры они могут предложить, чтобы стимулировать людей своевременно оплачивать услуги ЖКХ. Среди популярных предложений:
— давать людям «бонусы за своевременную оплату», «делать скидки для добросовестных плательщиков», «выделять специальные парковочные места для своевременно оплачивающих услуги ЖКХ»;
— ужесточение наказания: «сразу отключать после второго предупреждения», «сообщать соседям, вывешивать списки позора», «отключение от источников, газа, воды и электроэнергии», «жестокие штрафы», «арестовывать имущество и выставлять вещи на аукцион», «принудительные работы в счет уплаты долгов»;
— повысить качество услуг ЖКХ;
— напоминание, звонки плательщикам;
— повысить удобство оплаты: «убрать очереди на оплату», «автоматически списывать с заработной платы».
Большинство жителей Новосибирска (82%) заявило, что своевременно оплачивает услуги ЖКХ, 14% сказали «когда как», 2% признались, что «нет».