МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Новосибирск

Большой Новосибирск

К 2030 году город и близлежащие к нему территории станут Новосибирской агломерацией. Кому это нужно и что это нововведение даст городу и его жителям «МК в Новосибирске» рассказали эксперты, участвующие в работе над проектом

Население города Новосибирска грозит перевалить за 2,5 млн уже к 2030 году. А к 2050 году численность может составить около 3,5 млн человек. Озабоченность властей вопросом о том, как разместить это население и где ему работать, можно понять, но что же все-таки входит в понятие агломерации?

Этим термином пользуются для обозначения групповых форм городского расселения. Согласно словарю терминов, агломерация — это скопление близкорасположенных населенных пунктов, имеющих сплошную застройку, общую транспортную инфраструктуру и тесные производственные связи (город и его пригороды). Реальная граница городских агломераций определяется по конечным пунктам маятниковых миграций.

— Почему встал вопрос о создании в Новосибирске агломерации? Накопился ряд проблем в городе и муниципальных районах, и она по своему образу и формату способна решить их путем взаимодействия власти на разных уровнях, — поясняет главный инженер ОАО «Гипрогор» Дмитрий Татарников. — Ее целью ставится не развитие города как центра агломерации, а сдерживание развития города и расползание его как массы. Как сказал один из основоположников этого понятия, город как раковая опухоль поглощает города-спутники. Поэтому основная цель агломерации — сдержать рост города, дав ему возможные площадки на развитие.

На возникновение проекта повлияли и скоропостижные решения некоторых муниципальных районов и городских округов Новосибирска. Как выяснилось, большинство этих планов не согласованы между собой в сфере инфраструктуры, системы автомобильных дорог и стратегий развития.

— Мы вынуждены разрабатывать документ более высокого уровня, который смог бы увязать между собой стратегии всех поселений агломерации, — заметил главный градостроитель ОАО «СибНИИ Градостроительства» Сергей Заусаев. — В области этим проектам нужно самоопределиться относительно мировых процессов. Развивается экономика, глобализация: город должен найти место в этом процессе. Пока жанр этого проекта агломерации — научно-исследователь-ская работа.

Пока специалисты опасаются непомерного разрастания города по площади, отдельные участки вокруг него уже активно осваиваются производствами, начало многим из которых было положено еще во времена Советского Союза.

Одним из первых мест, которое может преобразиться при принятии плана агломерации — промышленно-логистический парк Новосибирска. Министр строительства и ЖКХ Денис Вершинин подтвердил, что территория парка находится под особым контролем у властей:

— Мы следим за его развитием, спросом и потребностью в жилье, которая может сформироваться со стороны сотрудников логистического центра. Уже определен земельный участок возле Алексеевки, где уже запланировано строительство жилья. Оно будет разбито на несколько этапов и подразумевает строительство от усадеб до малоэтажных домов.

При всех планируемых изменениях, территория самого Новосибирска существенно не изменится. В основе плана лежит несколько принципов, которые принято считать основополагающими. Один из них гласит, что все существующие районы и органы местного самоуправления сохраняют свои границы и свой статус.

Сейчас в план агломерации входят 12 муниципальных образований, поэтому можно предугадать общую площадь будущей агломерации — почти 36 000 кв. км. В перспективные границы вошли: городской округ Новосибирска, Обь, Искитим, Бердск, Кольцово, весь Новосибирский район, Искитимский, Колыванский, часть Мошковского и Тогучинского района. Радиус от центра Новосибирска составляет от 60 км. Останутся при своем крупные промышленные узлы, действующие в области сейчас, например, искитимские и линевские предприятия?

— Разработчики считают необходимым и дальше концентрировать ряд предприятий в южной зоне, — подметил Сергей Заусаев. — С возникновением удобной транспортной связи они будут иметь возможность, минуя Новосибирск, организовывать логистические маршруты.

Самые кардинальные изменения с появлением агломерации коснутся транспортной системы. Тут у создателей поистине наполеоновские планы — это и строительство северного железнодорожного обхода, восточный обход, южный обход, аэросити Толмачево и многочисленные транспортные узлы, которые будут расположены на границах агломерации. Также федеральной программой предусмотрено развитие скоростных железных дорог. Как в границах города, так и в междугородних направлениях. Когда будет введен в эксплуатацию обещанный и долгожданный скоростной трамвай, создатели, однако, не могут разъяснить. Ведь план рассчитан, ни много ни мало, а до 2030 года.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах