МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Новосибирск

Историческая родина Буратино — Тогучинский район?

Угледобывающие компании закопали в Тогучинском районе свои «пять золотых», но денежное деревце на Поле Чудес так и не заколосилось

В Тогучинском районе разгорается нешуточный конфликт между компаниями, собирающимися добывать здесь уголь, и сельхозпроизводителями. Предметом спора стали земли, недра которых богаты полезными ископаемыми. На официальном сайте местной администрации сообщается, что разработка новых месторождений более чем выгодна Новосибирской области, традиционно остро нуждающейся в твердом недорогом топливе, которое к тому же не нужно ввозить из соседнего региона. Но богатства, лежащие буквально под ногами у новосибирцев, реальных доходов пока никому не обещают. Промышленники связывают это с непомерными требованиями владельцев земель, препятствующих работам.

Прокуратура выдала предписание закопать мечты угольщиков ООО «Бэст».

Почва для конфликта

Компанию ООО «Бэст», шесть лет назад получившую лицензию на геологическое изучение и разработку угольного месторождения в Тогучинском районе, сегодня судят за то, что она копает земли сельхозназначения глубже, чем это разрешено добросовестным пахарям. Понятно, что руководство этого предприятия, которое и не мечтало сеять на тогучинских грядках овес, да помидоры выращивать, с обвинением в недобросовестном использовании земель категорически несогласно, и в свою очередь, подает апелляции. Не видят перспектив развития и компании ООО «Регион-Ойл» и «Дороинское-1», которым местные фермеры неожиданно предложили выкупать в собственность делянки по ценам, которые никогда не окупит в нашей стране даже торговля «черным золотом».

Компании ООО «Бэст», ООО «Доронинское-1» и ООО «Регион-Ойл», уже вложившие в предприятия (которые сегодня иначе как убыточными не назовешь) в совокупности около миллиарда рублей, в недалекой перспективе могут навсегда попрощаться со своими деньгами. Новосибирские власти сочувствуют предпринимателям, попавшим в абсурдную ситуацию, но не могут помочь с ее разрешением, ссылаясь на несовершенство законодательства. Таким образом, несколько компаний-инвесторов оказались в роли Буратино, которых элементарно развели Лиса Алиса и Кот Базилио, со всеми вытекающими последствиями, о которых не нужно два раза напоминать нашим читателям. Особенно тем из них, кто уже побывал в похожих ситуациях и понял, что посев денег в российских регионах возможен и даже приветствуется, но в некоторых случаях дождаться от этого мероприятия сказочного хэппи-энда почти нереально.

Парадокс заключается в том, что до недр, на право пользования которыми предприятия получили лицензии, нельзя добраться, не тронув сельхозугодья. А их законными хозяевами считаются землевладельцы — пайщики и арендаторы. Таким образом, эти земли для промышленников являются неприкасаемыми. Да, под этими участками находятся ценные запасы полезных ископаемых, в добыче которых заинтересовано государство. И в то же время их перевод из категории земель сельхозназначения в промышленную возможен лишь с согласия селян, которые не спешат сесть за стол переговоров. Торопиться фермерам, в отличие от угольщиков, некуда. Нарушение главного для промышленников условия, по которому угледобыча в Тогучинском районе должна начаться в установленные государством сроки, грозит промышленникам потерей лицензий. А благодаря инициированным в 2012 году сельхозпроизводителями судам и завышению цен на землю, продолжение работ пока находится под большим вопросом. Аграрии в этой ситуации находятся в гораздо более выгодном положении. Им незачем снижать свои требования сегодня. Они уже получили солидные компенсации за потравы угодий, на которых проводилась геологоразведка. И в дальнейшем, по всей видимости, не намерены отказываться от своей выгоды. А если угольщики не согласятся выкупать делянки по неподъемным ценам и вообще будут вынуждены покинуть территорию района, селяне по-прежнему будут жить с урожаев. И спокойно ждать новых покупателей.

Кто копает под угольщиков?

Как показал опрос «МК», у предприятий, нацеленных на разработку перспективных месторождений в районе, сегодня перспективы совсем не радужные.

31 января 2007 года ООО «Бэст» получило лицензию, действующую до 2035 года, на освоение угольного месторождения в районе населенного пункта Низовка Тогучинского района.

В июне 2008 года компанией были проведены первые геологоразведочные работы.

В июне 2012 началась проходка разведочной траншеи.

Работы остановились в сентябре 2012 года по предписанию прокуратуры, рассмотревшей жалобу ОАО «Доронинское». Основные претензии к ООО «Бэст» касаются нецелевого использования земель сельхозназначения.

Участок, на котором планировалось начать угледобычу, является собственностью ООО «Бэст». Но предприятие купило его с обременением в виде арендатора, — ОАО «Доронинское». Вначале взаимоотношения между аграриями и промышленниками складывались как нельзя лучше. Сельхозпроизводители подумывали о переселении в другую, не менее плодородную, местность. В свою очередь, руководство ООО обещало им компенсировать все связанные с этим расходы, в том числе на приобретение земель, не уступающих размерами тем, которые предстоит оставить. Казалось бы, интересы обеих сторон соблюдены. Фермеры получают возможность собирать урожай в прежних объемах, а промышленники — добывать свой уголек.

— Но на предпоследнем этапе работ, которые предстояло выполнить нашей компании, сельхозпроизводители прервали переговоры и неожиданно заявили о своем намерении отстаивать исконные права на земледелие Тогучинского района, в котором, кстати, не один год ведутся и горные работы, — рассказал корреспонденту «МК» директор ООО «Бэст» Станислав Исаев. — Я подозреваю, кому на руку вся эта игра, рассчитанная на повышение ставок. Не секрет, что руководству нашей компании не раз тогучинские предприниматели предлагали уступить долю предприятия в обмен на погашение ими же разожженного конфликта. Не получив согласия, они начали всячески тормозить работу и подбивать арендаторов обращаться в суды. Я уже не говорю о предъявленных компании громадных исках фермеров за потраву сельхозугодий в 2012-м (печально известном засушливом в Новосибирской области году!!!). Недополученная прибыль была нами компенсирована. Затем от имени арендаторов последовали иски о нецелевом использовании земель сельхозназначения. К делу подключились экологи, выписывавшие, как выяснилось, штрафы по максимуму, без каких-либо объяснений, и также по максимуму были задействованы в судебных инстанциях «Росприроднадзор» и «Россельхознадзор». Сейчас суммы, насчитанные этими организациями и вызывающие сомнение у руководства компании, уточняются в арбитраже. И большая часть претензий, я уверен, будет признана необоснованной.

ООО «Бэст» представило «МК» перечень основных претензий надзорных органов, по которым были возбуждены дела. Главная из них — в том, что земли сельхозназначения, запланированные под угледобычу, не были переведены в категорию промышленных. Но при этом не стоит забывать, что участки были приобретены с обременением в качестве арендаторов, у которых есть право сеять в Низовке овес еще 49 лет, и досрочное расторжение договора с ними в одностороннем порядке не предусмотрено законом.

В вину ООО «Бэст» также вменяется то, что перед началом работ компания не проводила общественные слушания. Но, по утверждению ответчика, на участке Низовского месторождения согласно проекту велась не добыча, а геологоразведка, не требующая подобных процедур.

— Не взяв проб, не понять, стоит ли развивать предприятие, — считает директор по развитию ООО «Бэст» Юрий Гуляев. — Для этого по существующим нормам необходим отбор крупномерных проб. А как это сделать, не вскрыв почвенный слой? Для начала промышленной добычи общественные слушания действительно нужны. Но чтобы решить, что строить и в каких масштабах, мы должны были провести разведку. Подобные действия на предварительном этапе работ не только не противоречат логике, но и ясно прописаны в проектах. Мы лишь следовали этим требованиям.

Предложение, от которого легче отказаться

Время идет и работает против угольщиков. По лицензионному соглашению предприятия должны в предписанные сроки выдать первую продукцию на-гора. Или закрыться. На вопрос корреспондента «МК» о том, возможно ли урегулирование конфликта, при котором интересы промышленников и сельхозпроизводителей были бы не нарушены, руководитель тогучинского предприятия АО «Новосибирская аграрная компания» Вадим Паньшин ответил, что представители угледобывающих компаний никогда не предлагали ему сесть за стол переговоров, хотя он также является заинтересованным лицом:

— Об этом я слышу впервые, — говорит Вадим Паньшин. — Никто за стол переговоров меня не приглашал, хотя мне есть что сказать. Что касается угледобычи в нашем районе, то перспективы развития нового направления мне кажутся весьма сомнительными. Насколько мне известно, Тогучин, несмотря на близость к кузбасскому месторождению, богат лишь пылью от его славы. Тогда как ущерб, нанесенный природе, очевиден. Как и то, что переселение полеводов на отдаленные участки снизит доходы существующих здесь молочных ферм. Они будут вынуждены возить корма за тридевять земель, тратя солярку и время. Нам это не выгодно. Что же касается якобы завышенных претензий к добывающим предприятиям, то гектар пашни сегодня — от 3 тысяч рублей. По космическим ценам, насколько мне известно, земли никто у нас угольщикам не предлагает.

— Участок, на который получила лицензию наша компания, поделен на паи, принадлежащие местным фермерам, — противоречит этому заявлению руководитель ООО «Доронинское-1» Игорь Скороходов. — Мы пытались их выкупить, но сельхозпроизводители заломили такую цену, что добыча угля представляется нам сегодня нерентабельной. Лицензия была получена на разработку 4 400 гектаров земли. На месте будущего месторождения находятся делянки по 15 гектаров, каждая из которых оценена хозяевами в 6 миллионов рублей, и собственники не собираются нам уступать. На проектные и геологоразведочные работы компания уже потратила порядка 350 миллионов рублей. Если добавить еще и затраты на выкуп сельхозугодий по явно завышенным ценам, то это серьезно отразится на себестоимости угля. Сегодня тонна кузбасского топлива предлагается за 900 рублей, а наша продукция после выкупа земель станет на 100-200 рублей дороже. Мы просто не сможем конкурировать с Кузбассом. На таких невыгодных условиях нет смысла продолжать работы.

Не менее серьезные проблемы с разработкой угольных месторождений в Тогучинском районе возникли и у другой компании — «Регион-Ойл». За освоение Чертандинского месторождения, занимающего 670 гектаров, фермеры запросили с ООО «Регион-Ойл» 240 миллионов рублей. При том, что стоимость гектара пахотной земли по среднерыночным ценам даже в российском черноземье не превышает 30 тысяч. Законопослушная компания, как ей предписывали существующие в России правила, все предварительные процедуры выполнила, но к работе приступить не может.

При дележе тогучинскому крестьянину достались и вершки, и корешки

— Предприятия, которые хотели дать стране угля, недорогого и по низким ценам, оказались заложниками этой ситуации, — считает Игорь Скороходов. Государство выдало нам лицензии, но оно пока не разработало процедуру изъятия земель, промышленное использование которых явно выгоднее сельскохозяйственного. Существующие правила диктуют мирное разрешение конфликтов на местах. То есть выкуп земель на условиях, которые совсем не устраивают угледобытчиков. Очевидно, что земли, недра которых богаты полезными ископаемыми, должны изыматься у собственников для государственных нужд, и для этого необходимо выработать порядок компенсации за использование сельхозземель в промышленных целях, который исключал бы завышение стоимости объектов и препятствование работе. Но в России не разработан порядок изъятия земельных участков для последующей передачи недропользователям. Поэтому нередко целесообразность освоения месторождений, содержащих полезные ископаемые, теряется. Несмотря на прогнозируемые потери, я считаю главным потерпевшим в этих трудноразрешимых спорах с тогучинскими аграриями государство, которое в результате этих разногласий недосчитывается и бюджетных денег, и рабочих мест.

Тогучинские угледобытчики оказались в ситуации, напоминающей сказку про умного крестьянина и недальновидного медведя, договаривающихся о дележе урожая. Промышленникам достались ненужные вершки. А сладкие корешки остались в земле.

Завьяловское месторождение, обнаруженное в Тогучине, известно с конца XIX века. Первые упоминания о нем появились, когда российские геологи начали изучать Кузбасс. В советские времена северо-западное окончание кузбасского геологического района уже называли перспективным. Но деньги на разработку месторождения нашлись у частных компаний только в начале XXI века.

— Сегодня в Тогучинском районе немного доходных предприятий, — говорит Юрий Гуляев. — После закрытия пивного и кирпичного заводов и снижения емкостей леспромхоза высвободилось немало работников. Людям нечем заниматься. Когда наши геологи только приехали в Тогучин, к ним сразу же прибежали местные жители. Селяне спят и видят, когда же начнется добыча, обещающая хорошие заработки. Но по решению суда ООО «Бэст» предписано закопать разведочную траншею. Это потребует от нашей компании очередных серьезных затрат. После чего добыча угля в Низовке будет невозможной. Такая же участь ждет и остальные угледобывающие предприятия, к которым государство не спешит на помощь.

Из истории открытия и разведки Завьяловского месторождения каменного угля

В 1895 году в Тогучинском районе специалистами были отмечены выходы угленосных пород и пластов угля по правому берегу реки Малые Излы, в окрестностях деревни Завьялово, и было установлено их сходство с углями Кузнецкого бассейна.

В 1915 году выходы пластов угля были зарегистрированы по берегам рек Малые Излы и Уточки.

Планомерное и систематическое изучение Завьяловского угленосного района начинается с 1940-х годов. После проведенных работ появилась карта Завьяловского угленосного района и была дана его геолого-промышленная оценка.

В 1945-1948 годах Западно-Сибирским геологическим управлением проводилась предварительная разведка участков Низовских 1, 2, 3, а также были подсчитаны содержащиеся в их недрах запасы угля.

В 1948-1949 годах выполнена предварительная разведка Низовских участков 4,5.

Угледобыча в районе начата Новосибирским облтопом Министерства топливной промышленности в 1932 году. Тогда разрабатывались пласты Юрьевский, Уткинский и Крестьянский.

В 1945 году шахта была закрыта.

В 1957 году была начата проходка вертикального ствола шахты № 3 Завьяловской для обработки запасов каменного угля участков Зауткинский 2 и Низовских 1-2. Шахта была сдана в эксплуатацию в 1963 году с проектной мощностью 150 тысяч тонн угля в год.

В период строительства шахты 3 (1957-1960 годы) Гипроместпром выполнил детальную разработку участков Низовских 1-2.

В 1959-1962 году для подготовки двух шахтных полей с годовой производительностью 100-200 тысяч тонн. Геологической конторой Гипроместпрома РСФСР выполнена детальная разведка восточной части Низовской синклинали.

В 1972-1976 году Новосибирская ГРП Проектной конторы инженерно-геологических, транспортных изысканий и геологоразведочных работ Министерства топливной промышленности РСФСР выполнила доразведку северной части участка Зауткинский 2.

В 1072-1974 годах Новосибирская ГПР Проектной конторы инженерно-геологических, транспортных изысканий и геологоразведочных работ Министерства топливной промышленности РСФСР провела доразведку участка Низовского 1-2 с целью подсчета запасов угля.

В 1977-1979 годах Новосибирская ГПР Проектной конторы инженерно-геологических, транспортных изысканий и геологоразведочных работ Министерства топливной промышленности РСФСР проводила предварительную разведку на участке Низовском 3 с целью оценки запасов угля и подсчета неучтенных государством балансов. В это время геологоразведочными работами было подготовлено 11 участков, из которых 6 детально разведаны и на 7 участках выполнены предварительные разведочные работы.

В 2012 году в районе населенного пункта Низовка Тогучинского района геологоразведочные работы остановлены. Против компании ООО «Бэст» ведутся суды. Под угрозой закрытия находятся и два других месторождения — Доронинское и Чертандинское.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах