Подчас от их содействия зависит жизнь ребенка. В Новосибирске уже пять лет успешно работает одно из таких обществ — благотворительное движение «Созвездие сердец».
Справка "МК"
<p>Пик усыновления пришелся на 2007 год, в настоящее время кривая падает вниз. Зато неуклонно растет другой показатель — количество повторных отказов, когда ребенка бросают второй раз, уже новоприобретенные родители. <br /> В настоящее время в одном из судов Новосибирска рассматривается дело: супружеская пара отказывается от мальчика, они усыновили ребенка в два года, сейчас мальчику четырнадцать лет. По словам адвоката, надежды на положительное разрешение ситуации нет.</p>Как люди приходят к благотворительности? Наверное, у каждого свой путь. Кто-то замаливает грехи, у кого-то страшная болезнь забрала близкого, и человек находит отдушину, помогая другим, у кого-то меркантильные цели — было время, государство давало налоговое послабление спонсорам от бизнеса. Лично я всегда была убеждена, что творить благо — прерогатива людей богатых и свободных от трудов праведных… А что? Можно помогать другим, когда достаток позволяет тебе не думать о хлебе насущном. Но встреча с Маргаритой Семиковой, директором благотворительного движения «Созвездие сердец», сломала стереотипы. Оказывается, стабильность любой общественной организации, занимающейся бескорыстной помощью, — это не крупный бизнес (хотя весомую помощь бизнесменов-спонсоров трудно переоценить) и не поддержка властей, гранты и прочее. А двести-пятьсот рублей от одного, от другого, от третьего-пятого. По сто рублей от простых жителей, но поступающие регулярно, — это и есть гранит, на котором зиждется благотворительность.
Маргарита Семикова пришла к «Созвездию сердец» своим собственным путем. Приехала в город в годы перестройки из глубинки Новосибирской области, понимая, что хорошее образование поможет ей встать на ноги, найти высокооплачиваемую работу. Поступить удалось лишь в техникум, и однажды наступил такой момент, когда семья ничем ей помочь уже не могла. Сами еле сводили концы с концами, отец Маргариты после аварии с постели не вставал. Одна в огромном равнодушном городе...
Вопрос встал ребром: о дальнейшем образовании речь не идет, нужно возвращаться не солоно хлебавши к маме, в поселок. И в этот момент кто-то из преподавателей подарил ей банку тушенки. В те годы это действительно был подарок. «И я эту банку растянула на неделю, осталась в общежитии. До сих пор помню ее стоимость, тридцать пять рублей. Вы не поверите, но эта банка тушенки изменила всю мою жизнь! Через неделю я нашла работу, которая помогла мне продержаться какое-то время, а потом и другую — высокооплачиваемую. Уже могла заплатить за учебу в институте международных отношений. Поэтому я верю в силу маленькой помощи, даже тридцать пять рублей могут в корне изменить твою жизнь».
Благотворительное движение «Созвездие сердец» активно работает в Новосибирске и области более пяти лет. Для большей эффективности взаимодействия со структурами власти в 2010 году организован благотворительный фонд под тем же названием. Движение помогает детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и тяжелобольным. А началось все с посещения палаты в областной больнице, где лежали дети, называемые на профессиональном сленге жестко и беспощадно: отказники. То есть малышки сами-то ни от чего и ни от кого еще в этой жизни отказаться не успели, это женщины, что произвели их на свет, отказали им в любви, ласке и тепле родного сердца. Но Маргарита убеждена, что не нужно торопиться судить таких мамашек: «Подчас причина одна — ребенка элементарно нечем кормить. У нас в практике движения был случай, когда при рождении тройняшек папа взял и ушел из семьи, пояснив, что не может взять на себя такой ответственности. А дедушка с бабушкой — бюджетники, а помощи от государства — мизер. В перспективе у тройняшек — Дом малютки. И только благодаря нашей помощи ребятишки остались в семье, полтора года они находились под патронажем «Созвездия сердец».
Потом мамочка устроилась в детский сад, и ребятишки при ней. Но ведь полтора года надо было кормить семью, а не бубнить, что люди и в войну рожали, в голод. Или вот еще пример. На моих глазах семья выбирала малыша на усыновление. Приглянулся один, взяли на руки из кроватки, а он орет как резаный, весь извивается, покраснел от крика. «Ой, нет, — говорят люди, — у него, наверное, плохая наследственность, он от наркоманов каких-нибудь». А малыш просто кричал от боли, от пролежней, потому что писался в пеленки, а подгузников в больнице не хватало. На тот момент упаковка памперсов для него стоила порядка ста рублей. Это я опять к вопросу о том, что маленькая помощь может изменить в корне всю судьбу, поменять жизнь. Срочно побежала покупать на всю палату памперсы, питание и т. д. Прихожу в больницу месяца через полтора, а малыша-крикуна нет, забрали. Кто? Да те же, что отказались в прошлый раз. Судьба, наверное, но люди вновь выбрали того же самого ребенка. И долго не могли поверить, что это он, «с плохой наследственностью»! Он лежит в кроватки, агукает, улыбается во весь рот…
Начинала Маргарита с собственных средств, затем пришло осознание объединения с такими же неравнодушными. Постепенно менялось и направление работы, поняла, что ее душа просится помогать тем деткам, кого уже никогда не возьмут в семью. Это ребятишки-сироты старше десяти лет и дети-инвалиды. Таких большинство — 65 процентов от всего количества сирот. За время существования благотворительного движения «Созвездие сердец» никому из обратившихся в помощи не отказано. Но это достигается только тем, что идет четкое разделение материальной помощи: если ребенку-сироте на лечение или операцию, то — да. Если католической школе на пластиковые окна, то — нет. И еще делит помощь на эффективную и неэффективную. Неэффективная, по ее мнению, это когда приносишь охапку игрушек в больничную палату, эффективная, когда покупаешь для этой же палаты медицинскую аппаратуру.