И сотрудники ГИБДД многократно доказывали это, порой рискуя жизнью в борьбе с правонарушителями. Наступает день, когда самое время пробежаться по страничкам истории областного управления Госавтоинспекции, рассказать о его нелегкой работе, достижениях и целях.
Этот день — 3 июля, в который ГИБДД МВД России отпразднует свой 75-летний юбилей.
Вчера
Справка "МК"
Как штатное подразделение Госавтоинспекция начиналась с отделения безопасности движения при управлении министерства госбезопасности по Новосибирской области. До образования областного аппарата в штатах каждого отдела внутренних дел была должность госавтоинспектора.
Во второй половине 1960-х годов было организовано светофорное регулирование на некоторых перекрестках Новосибирска. Первые светофоры были установлены на перекрестках улиц Ленина — Советская, Серебренниковская — Сибревкома (сейчас там установлен памятник первому светофору), Красный проспект — Гоголя, Гоголя — Семьи Шамшиных.
В те годы очень серьезно подходили к подготовке регулировщиков. По овладению навыками регулирования движения принимались зачеты, отводились часы в программе обучения.
В 1960-е годы дежурная смена в ГАИ состояла из трех человек: дежурный, помощник и водитель на автомобиле ГАЗ-51 (бортовая), затем стали оснащать экипажи фургонами, а в конце 60-х появились ГАЗ-69 с будкой. Связь экипажа с дежурной частью осуществлялась по рации.
В 1960-е годы при так называемом «темном» ДТП с тяжелыми последствиями, особенно ночью, подключался к розыску транспорта весь личный состав отделений ГАИ ОВД, и это имело успехи.
Одно из первых в СССР специализированное монтажно-эксплуатационное управление ГАИ, призванное заниматься установкой знаков, светофоров и разметкой дорог, было создано в 1974 году у нас, в Новосибирской области.
Сегодня
Сколь значительное развитие за последние пять лет получило областное управление ГИБДД и, как следствие, безопасность на наших дорогах, лучше всего покажут цифры. Уровень технической оснащенности Госавтоинспекции за это время увеличился в среднем на 40%. Закуплено более 100 патрульных автомобилей, 300 скоростемеров и видеофиксаторов, 200 алкотестеров. Только за этот год экипажи ДПС были оснащены 158 комплектами спутниковой навигации и 90 персональными компьютерами. Установлены три стационарных комплекса видеофиксации правонарушений, до конца года заработают еще три. Более 3,5 млн рублей из областного бюджета выделено на создание Центра обработки данных, полученных с комплексов видеофиксации.
Техническая модернизация, внедрение новых методик работы позволяют автоинспекторам ежегодно пресекать до миллиона нарушений, большая часть которых являются основными причинами ДТП. За три года работы стационарных видеофиксирующих комплексов количество привлеченных к ответственности увеличилось в 20 (!) раз (с 13,8 до 253 тысяч).
Продолжая разговор о современных технологиях, не лишним будет вспомнить, что упрощена оплата штрафов для граждан с применением систем «Город» и «PinPay». Кроме того, свою задолженность можно проверить на интернет-сайте УГИБДД. Все это не только облегчило жизнь автолюбителям, но и позволило увеличить процент взыскаемости штрафов с 16% (2006 г.) до 75% (2010 г.).
В Новосибирске за пять последних лет построено 17 надземных пешеходных переходов, более 25 светофорных объектов, на 20 перекрестках изменена организация движения, 56 светофоров и 42 участка освещения на улично-дорожной сети работают в круглосуточном режиме. Повсеместно применяются передовой опыт: ограждения и катафоты для разделения встречных потоков и обозначения границ пешеходных переходов, дорожные знаки и разметка на ярком фоне из двухкомпонентного пластика разных цветов и со светоотражающим эффектом, «шумовые полосы», «искусственные неровности», пешеходные ограждения с выдержками из правил дорожного движения.
И все же главный показатель работы Госавтоинспекции — это снижение количества ДТП, дорожно-транспортного травматизма и повышение безопасности на дорогах. И прогресс, безусловно, значителен. Если в 2006 году количество наездов на пешеходов по области составило 1511, то в 2010-м — уже 1209, а за пять прошедших месяцев 2011-го — 385. Сократилось количество автоаварий по вине нетрезвых водителей на 39% (с 2006 по 2010 гг.), из-за нарушений скоростного режима движения — на 19%, а из-за выезда на полосу встречного движения — на 45,8%. С 965 до 556 уменьшилось число аварий по причине плохих дорожных условий. Жесткий контроль над работой пассажирского автотранспорта позволил за пять лет в два раза сократить ДТП по вине водителей автобусов.
Завтра
Даже несмотря на весьма позитивные тенденции, руководство областного управления ГИБДД не питает иллюзий, что ситуация на дорогах НСО максимально благополучная. Предстоит еще очень много работать, чтобы прийти к этому. Одно из направлений такой деятельности — корректировка планов дорожно-строительных работ с учетом участков концентрации ДТП с пострадавшими и материальным ущербом.
За основу своей работы управлением принят «Глобальный план действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011–2020 гг.», провозглашенный на Генеральной Ассамблеей ООН в мае этого года. Безопасные дороги и транспорт, разумное поведение участников дорожного движения, мобильность, ответные меры после аварий — таковы простые и вместе с тем совсем нелегкие цели и принципы работы автоинспекторов области.