А как подсказывают интернет-источники, Россия занимает первое место в мире по потреблению героина: у нас в стране оседает едва ли не четверть (!) всего мирового производства этого тяжелого наркотика. Впрочем, и без конкретных цифр всем нам понятно, что наркомания — едва ли не главный бич российской молодежи, то есть будущего страны. Остро проблема стоит и для нашего региона: на протяжении всех последних лет Новосибирская область входит в десятку субъектов РФ с наибольшим количеством наркозависимых. Пришла пора решительных действий. С чего начать?
Когда верстался номер
<p>Пришло сообщение, что в Новосибирской области возбуждено уголовное дело в отношении начальника отдела по контролю за легальным оборотом наркотиков УФСКН РФ по НСО Дмитрия Костина. Как сообщили в прокуратуре Новосибирской области, наркополицейский, находясь в ресторане «Белое солнце» на Красном проспекте, получил взятку в размере 150 тысяч рублей от учредителя ООО «Санта-Фарм» Андрея Черезова. Предприниматель передал деньги за сбыт медицинского препарата «Тропикамид» с нарушениями законодательства. В настоящее время расследование уголовного дела продолжается.</p>Президент наметил направления, по которым должно двигаться государство на пути борьбы со столь развитой отечественной наркоиндустрией. Это и усиление уголовной ответственности за распространение наркотических средств в молодежной среде, и пресечение пропаганды и распространения наркотиков через Интернет, и установление ответственности руководителей увеселительных заведений за появление в них лиц в состоянии наркотического опьянения, и решение «аптечного вопроса» по рецептурному отпуску кодеиносодержащих препаратов, и создание национальной системы реабилитации и социализации наркозависимых, и разработка стандартов оказания реабилитационных услуг…
Отдельным пунктом Дмитрий Анатольевич сказал об организации системы тестирования учащихся на употребление наркотиков. По большинству из этих поручений не обойтись без действий федерального уровня, но относительно последнего в области, как оказалось, уже давно ведется разработка.
Не поймать, а выявить
Учащиеся образовательных учреждений — это, так сказать, лакомый кусок для распространителей наркотиков. Для многих из них это одна из основных статей дохода. Особенно подвержены этому риску иногородние студенты 1-2 курсов. При этом места распространения и сами распространители обычно находятся в шаговой доступности для студентов любого крупного вуза, да и в школах за поиском травы и порошка дело не стоит.
Главврач Новосибирского областного наркологического диспансера Виктор Букин подтвердил остроту проблемы молодежной наркомании для региона цифрами: «Ежегодно мы вновь выявляем 900-1000 человек с наркотической зависимостью. Их количество уменьшается, но незначительно — примерно на 2,5% в год. Возрастная категория наркоманов — в основном, 20-25 лет, но все мы понимаем, да и специалисты подтверждают, что период первичного «прикосновения» к наркотикам, легким и тяжелым, сдвигается к школьному возрасту».
В связи с этим, антинаркотическая комиссия совместно с областным министерством образования, науки и инновационной политики и другими ведомствами занимаются подготовкой законопроекта о тотальном тестировании школьников на потребление наркотиков. Такое тестирование призвано, в первую очередь, выявлять потенциальных наркоманов на ранней стадии.
Современные технологии позволяют определить, употреблял ли человек наркотик (и какой именно) на протяжении 10 лет. Цель тестов — не поймать за руку, а выявить на ранней стадии, проинформировать о последствиях и добиться отказа от дальнейшего употребления наркотических средств. Как говорят специалисты, «пробовальщика» можно вылечить с вероятностью почти 100%, в отличие от закоренелого наркомана. Кроме того, сейчас определен перечень профессий, для которых диагноз «наркозависимость» является противопоказанием. Работодатель не имеет права взять на такую работу наркомана, пускай бывшего, и это еще один стимул для молодежи отказаться от пагубного увлечения.
Дамоклов меч
«Не надо забывать о профилактическом эффекте тестирования, — отмечает начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики управления Госнаркоконтроля по НСО Сергей Гарбусенко. — Если школьник или студент будет знать, что его раз в год (а может быть, и несколько раз) обязательно протестируют на употребление наркотических веществ, то когда перед ним встанет выбор, пробовать или не пробовать, он, скорее всего, выберет второе. Поэтому нужно широко информировать молодежь об этих акциях».
Дмитрий Метелкин, замминистра образования, науки и инновационной политики области, разъяснил подробнее, как предполагается проводить данное тестирование школьников и студентов: «Мы согласны с позицией Минздравсоцразвития РФ, которое предлагает двухступенчатую модель этой процедуры. Тестирование на наркозависимость всех подряд учащихся малоэффективно: много затрат, мало выявлений — это показал опыт других регионов.
Мы предполагаем сначала проводить всеобщее социально-психологическое тестирование, в ходе которого выявляются группы риска, с которыми проводится уже более плотная работа по выявлению употребления ими наркопрепаратов».
В некоторых школах города по инициативе родителей подобные тестирования уже были проведены. Чтобы юридически закрепить возможность проведения тестов и в высших учебных заведениях, областная антинаркотическая комиссия рекомендовала новосибирским вузам внести в свои уставы таковой пункт.
Однако, по словам председателя Совета ректоров вузов Новосибирской области Николая Пустового, бюрократические препоны не дают этого сделать: «Устав любого учебного заведения сейчас утверждает Минюст и он не пропустит дополнение об обязательном тестировании учащихся. Мы ждем федеральных постановлений. Однако в нашем вузе (НГТУ — прим. ред.) мы ввели в устав проживания в общежитии норму, согласно которой в случае подозрения в употреблении наркотиков студент обязан либо выселяться, либо проходить тест и доказывать, что обвинения ошибочны».
Праздность порождает пороки
Николай Васильевич предложил свой, вузовский метод борьбы с наркоманией: «Вся дурость идет от свободного времени у молодежи, и единственный по-настоящему эффективный способ борьбы со студенческой наркоманией — лишение студентов этого свободного времени. Учеба в вузе — это то время, когда человек может развиться как личность в интересующем его направлении: спорт, культура, наука, общественная деятельность.
Содержать материальную базу для всего этого (спортивные и культурно-досуговые объекты, выезды на соревнования и конференции, другие многочисленные расходы) очень непросто, это миллионы рублей. Вузам для этого необходима финансовая помощь органов власти. Кроме того, нужно сделать возможными приобщение к культуре, занятия спортом, создание большего количества бесплатных мест в музыкальных школах, спортивных секциях и т. д.
Ведь наиболее потенциально опасный слой молодежи — это юноши и девушки из малообеспеченных семей. Далеко не каждый может позволить себе только в досуг своего ребенка вложить 40-50 тыс. рублей в год. А государству даже финансово выгоднее вложиться в детей и молодежь сейчас, чем потом бороться с последствиями наркомании».
Сергей Гарбусенко, в свою очередь, рассказал о другом нестандартном методе, применяемом Госнаркоконтролем: «Заставить наркомана лечиться невозможно: он должен принять такое решение сам и только сам. В некоторых странах Запада введена следующая мера: наркозависимому в случае подтверждения его болезни предлагается альтернатива: либо он идет в тюрьму, либо в медицинский центр. Это очень эффективная мера, и последние три года мы в нашей службе также пытаемся ее отрабатывать.
Предполагается применять ее также к преступникам-наркоманам, совершившим нетяжкие правонарушения (кражи, мошенничество), ведь такие люди идут на это зачастую только ради очередной дозы. Однако чтобы она работала повсеместно в стране, нужна система реабилитационных учреждений, о которой тоже говорил президент».
Инициатива с тестированием, безусловно, нужная и обещает быть эффективной. И радует, что именно в нашем регионе ведется реальная работа по ее реализации. Есть лишь одно опасение, что, как и многие благие начинания, эта идея «зависнет» в чиновничьих кабинетах. Впрочем, представители местной власти уже назвали сроки, в которые планируется разработать, принять и ввести в действие этот областной закон.
По их словам, тотальные тестирования новосибирских школьников и, возможно, студентов пройдут уже в новом учебному году.