Здесь повествование пойдет даже не о квартире, а о целом «нехорошем» доме, вернее, даже двух, которым почти с самого начала не повезло с управдомами. По-нынешнему их называют председателями товариществ собственников жилья.
«Нехороший» домик
Речь идет о доме на улице Немировича-Данченко, 120/5, второй адрес — Ватутина, 83. На самом деле это два дома-«близнеца», которые построил МЖК «Спарта» и которые со стороны смотрятся как один дом оригинальной архитектуры и расположения. Даже товарищество собственников жилья в этом доме одно — так уж повелось. Для простоты понимания впоследствии договоримся называть его просто «дом».
Когда дом был введен в эксплуатацию, то изначально застройщик организовал в нем ТСЖ. По действовавшему тогда закону, граждане, приобретая права собственности, становились членами этого товарищества. В общей собственности ТСЖ оказались подвалы, технический этаж и крыша. На первых этажах разместились предприятия и организации — когда этот дом строился, они были вкладчиками и соинвесторами. Дом расположен на перекрестке, высотный, он господствует над местностью и окружающими постройками. Поэтому крышу арендуют 4 сотовые компании, размещают там свои антенны.
— По просьбе председателя я, как специалист по аудиту, помогала наладить делопроизводство в этом ТСЖ, поэтому знаю, что доход от коммерческой деятельности там более 200 тыс. рублей в месяц, — рассказала Татьяна Гречишникова. — Сейчас даже, может, быть и больше. Плата за аренду плюс за электроэнергию — все идет через ТСЖ, и оно устанавливает свой тариф, повыше, чем сами приобретают у энергетиков. У них упрощенная система налогообложения, то есть коммерческая деятельность для ТСЖ — нормальное явление. Проверять их особенно никто не проверяет, поэтому ТСЖ — это такое поле соблазнов и чудес, противостоять которым далеко не каждый сумеет.
По словам Татьяны Владимировны, с 2002 по 2006 год (два срока) председателем ТСЖ был Михаил Быков. На него было заведено уголовное дело по статье 159 статье УК РФ ч.2 — присвоение денежных средств путем мошенничества. Оно было прекращено в связи с деятельным раскаянием. С 2006 по 2008-й ТСЖ тоже два срока возглавлял Александр Носков, он гасил долги своего предшественника перед СибирьЭнерго (что-то около 1 млн 300 тыс. рублей), а сам стал, по сути, жертвой обыкновенного рейдерского захвата. Третьим, уже самопровозглашенным председателем стал Андрей Гааг. Даже не являясь собственником жилья (проживал с женой в квартире ее родителей), а по уставу председателем может быть только собственник, при содействии экс-председателя Быкова за три месяца обошел квартиры и собрал подписи в свою поддержку. Затем был составлен протокол общего собрания собственников жилья, о том, что якобы оно состоялось, и на нем члены ТСЖ избрали председателем Андрея Гаага. К нему и были приложены подписи, собранные во время поквартирного обхода. Сам протокол был заверен печатью действующего ТСЖ. Однако Носков этого сделать не мог и остается только догадываться, откуда взялся лист с печатью.
Документы были сданы на регистрацию в УФНС. Понятно, что регистрационные органы не несут ответственности за достоверность предоставляемых им документов, но и ничего не делается для того, чтобы предотвратить при этом реализацию различных мошеннических схем. При регистрации в УФНС требуют только выписку из протокола об общем собрании, а действительное ли оно и было ли вообще — этим регистрационные органы не занимаются.
— Получив юридический статус, Гааг пришел к Носкову и сообщил ему, что тот больше не является председателем ТСЖ. Кстати, этот момент был зафиксирован на видео, — сообщает Татьяна Владимировна. — Не то чтобы специально — Гааг опасался, что Носков обвинит его в применении или угрозах физической расправы. А когда прошло время, то есть сейчас, получилось, что это видео свидетельствует против того же Гаага. После этого Носков обратился в правоохранительные органы. Сделал запрос в налоговую инспекцию, оттуда ему предоставили копию документа по регистрации Гаага, причем с действующей печатью ТСЖ. Носков написал заявление в прокуратуру, что документы сфальсифицированы. Но получил отказные материалы в возбуждении дела. В общем-то, никто этим не занимался. Никому это не нужно было.
И дольше века длится суд
— Носков подал заявление в суд, что протокол поддельный, что собрания не было, что печать фальсифицирована. И суд идет до сих пор. Носков уже умер. У Гаага уже закончились полномочия: он на два года избирался, но уже три года отбыл председателем, а судебный процесс все идет. Это парадокс, но... как есть, так есть. Гаага можно было бы изгнать по решению суда, есть за что, но наша судья Глебова постоянно на «больничном», непонятно, сколько это будет продолжаться. Поэтому решить вопрос об избрании нового председателя невозможно. Долгое время суд откладывался, потому что Гааг, по их сведениям, якобы находился за границей. Хотя по закону должен бы находиться под подпиской о невыезде, — говорит Татьяна Гречишникова.
А переизбрать уже действительно есть за что. По словам Татьяны Гречишниковой, через месяц после того, как Гааг стал председателем, он вместе с женой улетел на отдых в Таиланд. При этом из кассы ТСЖ было получено или просто взято 70 тыс. рублей. В феврале-марте 2009 года на деньги ТСЖ он купил землю в Чановском районе.
Бухгалтером тогда была Лариса Николаевна Павлова. Она и забеспокоилась, что председатель просто берет деньги в кассе, не отчитываясь в том, на что они потрачены. А те документы, которые представлялись председателем для отчета, привели бухгалтера в глубокое замешательство.
— 11 июня со счета ушло 100 тысяч, я спросила: «Андрей Викторович, а вот эти деньги где»? А он: «Знаете, нужно ведь провести химическую обработку пшеницы», — рассказывает Татьяна Владимировна. — К авансовым отчетам прикладывал, скажем, «отжимной рычаг» на трактор. Я ему: «Не приму такой отчет». Он: «Да чего ты там... кто будет разбираться». Либо счет за приобретение ветровок «Муссон» для работников, что на этих полях работают. Все это он покупал за счет ТСЖ. Потом бухгалтер уволилась, у Гаага к этому времени на руках было около 400 тыс. рублей. Я тоже не собиралась работать бухгалтером.
Единственное, чем в тот момент я могла дому помочь, — запретила принимать деньги в кассе в ТСЖ. Стали работать с РКЦ. Но он придумал лучшую процедуру. Банк «Левобережный» для упрощения работы с клиентами выдал ему пластиковую карточку на расчетный счет ТСЖ. Это корпоративная карта, но он же председатель и он несет ответственность. Андрей Викторович стал «ходить» на расчетный счет ТСЖ.
Я поставила в известность членов правления: «Вы что, не видите, что ваши деньги просто уходят?» Потом я сказала об этом жительнице дома Людмиле Боткиной, она была ревизором при председателе Носкове. Вызвали бухгалтера, провели ревизию. Я передала ей документы, она выявила недостаток 832 тыс. рублей на август 2009 года. Она составила акт и обратилась в правоохранительные органы. Четырежды она обращалась в 8-е отделение милиции Кировского района и каждый раз получала отказные материалы. Под любым предлогом.
Возбудили дело, когда Лисовский по поручению инициативной группы обратился в областную прокуратуру. Уголовное дело против Гаага возбудили по статье 160 ч.3 (присвоение денежных средств и растрата с использованием служебного положения) только 22 сентября 2010 года. Сейчас идут финансовая, техническая и почерковедческая экспертизы. И, видимо, долго еще будут идти.
Получается, что ТСЖ, особенно те, где большая коллективная собственность, — это хороший, никому не подконтрольный бизнес. Налоговая инспекция их не проверяет, а правоохранительные органы просто отмахиваются. Типа, что в этом товариществе делить, все решается просто — большинством голосов. Проголосовали — и дело с концом. Только в нашем случае этого конца не видно.
P.S. Когда верстался номер, не состоялся очередной суд, назначенный на 30 мая. На этот раз некому было судить. Судью, по словам Татьяны Гречишниковой, дисквалифицировали и отстранили от ведения дел, произошло перераспределение между другими судьями, но у тех свои и без того плотные графики. Суд не состоялся. К тому же со стороны ответчика на заседание не пришел ни сам ответчик, ни его представители. Может, заранее знали о таком исходе, а может, не до суда. Как пояснила Татьяна Владимировна, они заняты подготовкой нового заочного голосования, подведение итогов которого назначено на 10 июня.