Это заставило автовладельцев вспомнить времена позднего застоя, когда «корм» для железных коней продавался исключительно по талонам, по 20 литров в одни руки, да еще приходилось стоять за ним в очередь. Почему возник бензиновый ажиотаж и чего стоит ожидать в будущем, рассказывает доктор экономических наук, профессор Рифат Гусейнов.
— Рифат Мирахмедович, сейчас, когда основная волна бензинового кризиса уже сошла и ситуация постепенно стабилизируется, можно разобраться в причинах возникновения топливного ажиотажа. Почему же так произошло?
— На мой взгляд, ничего особенного не произошло. Давайте вспомним, с чего все началось. В феврале премьер-министр Владимир Путин резко раскритиковал нефтяные компании за высокие цены на топливо в России и потребовал в кратчайшие сроки изменить ситуацию. Тогда премьер потребовал, чтобы конечный потребитель почувствовал снижение цен на собственном кармане. Такое заявление Путина было связано с резким удорожанием ГСМ, которое произошло в декабре прошлого года. И действительно, после выступления премьер-министра цены начали снижаться, и где-то это снижение достигло двух рублей за литр.
Естественно, частным корпорациям это не понравилось, и они стали снижать поставки в регионы. То, что мы видим сегодня, — это протест компаний против неверно понятых возможностей государственного регулирования.
Мнение
<p><strong>Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко:</strong><br /> — Мы принимаем все меры для обеспечения области ГСМ в полном объеме. Почему возникли сложности с бензином? Дело в том, что компания «Роснефть», один из крупных оптовых операторов рынка горюче-смазочных материалов, не выполнила в полном объеме планы поставок в нашу область. Для того чтобы не допустить возникновения сколь-либо серьезного дефицита, я провел серию переговоров с поставщиками по вопросам бесперебойного снабжения ГСМ как объектов экономики области, так и розничных сетей, для нужд населения. На сегодняшний день достигнута договоренность о том, что дополнительно к гарантированному объему поставок бензина и дизтоплива в размере 68 тысяч тонн компания «Газпромнефть» осуществит завоз еще 30 тысяч тонн горючего. Это практически полностью соответствует месячной потребности области в ГСМ. Кроме того, продолжается работа и с представителями «Роснефти» по обеспечению выполнения прежних планов поставок.<br /> Все вопросы, связанные с поставками ГСМ, находятся на особом контроле. Областное министерство сельского хозяйства в ежедневном режиме контролирует ритмичность поставок ГСМ в хозяйства для проведения весенне-полевых работ, сбоев здесь нет. Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства поручено контролировать процесс поставок топлива в розничные сети для реализации населению.<br /> К сожалению, некоторые СМИ искажают ситуацию, и я прошу жителей области воздержаться от ажиотажа при покупках автомобильного топлива.</p>— То есть саботаж?
— Да, это можно назвать саботажем. Корпорации показывают, кто в доме хозяин. Кстати, хочу напомнить, что в декабре 1917 года в России была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией, небезызвестная ВЧК. Тогдашнее руководство страны прекрасно понимало, к каким последствиям саботаж и спекуляция могут привести.
— И что, теперь, чтобы купировать ситуацию, властям придется принимать меры, как семнадцатом году?
— Тут возможны два исхода. Первый вариант: государство возвращается к жесткому регулированию цен на горюче-смазочные материалы. Но поскольку все отрасли экономики тесно связаны, контролировать придется абсолютно все, то есть нужен системный подход. Контролировать какую-то одну область невозможно, это абсурд.
Другой вариант: отпустить цены «на волю», то есть решительно и полностью отказаться от всякого регулирования со стороны государства. Рынок сам все расставит на свои места, начнется саморегуляция цен, спрос будет равен предложению, и все придет в норму. Цены на бензин будут расти или падать в зависимости от рыночной конъюнктуры. Это была бы очень красивая модель, и она бы, безусловно, сработала, если б на российском рынке ГСМ действительно была конкуренция. Но ее нет! Наш рынок жестко монополизирован. По сути дела, в России три-четыре крупных компании, поставляющих ГСМ, а остальные только покупают у них. Им совершенно несложно договориться, что, по всей видимости, они и сделали.
— То есть получается, что выход все же в жестком государственном регулировании?
— Получается, что так. Но для подобных шагов со стороны властей нужна решительность, последовательность и недюжинная сила воли, ведь корпорации будут сопротивляться. Честно говоря, я сомневаюсь, что подобные меры будут предприняты, слишком уж много в правительстве различных противоречий, к тому же имеется довольно сильное топливное лобби.
— Сегодня цена на самый популярный 92-й бензин колеблется от 22 до 25 рублей, многих позиций и вовсе нет в наличии — где-то нет 95-го бензина, где-то — дизельного топлива. Многие мелкие заправки, так называемые контейнерные, и вовсе закрылись...
— Это совершенно закономерный процесс. То, что мы видим сегодня, на экономическом языке называется разбалансированность рынка. Но так долго продолжаться не будет, постепенно все войдет в норму. Конечно, кому-то придется уйти с рынка.
— А что же будет с ценами? Можно ли дать какой-то прогноз?
— Прогноз в этой ситуации как раз дать несложно. Цены на бензин и солярку все равно будут расти, какое бы решение правительство не приняло. И даже если правительство не примет никакого решения. Тому есть две основные причины. Во-первых, добыча нефти дорожает год от года. Ближние месторождения уже практически выработаны, мы забираемся все дальше на север, в Восточную Сибирь, начинаем осваивать океанский шельф. А в тех местах нет ни дорог, ни инфраструктуры, их еще предстоит построить. Так что, я считаю, добыча нефти будет дорожать в разы. Соответственно, вырастет и цена на конечный продукт.
Вторую причину я уже называл. Это монополизация рынка. Компании не станут упускать свои прибыли, а договориться им не составит труда. Естественно, удорожание ГСМ потянет за собой рост цен на все остальное — транспорт, продукты питания, товары народного потребления. Нас ждет очередной виток инфляции. Кстати сказать, мы уже не справляемся с инфляцией, она выше, чем было запланировано. Конечно, потом вырастут и зарплаты, но беда в том, что они растут дискретно, их повышают в лучшем случае два раза в год, а цены ползут постоянно, что в конечном итоге ведет к снижению жизненного уровня. Нам остается только философски относиться к этому явлению.
А как вы относитесь к ситуации на рынке ГСМ?
Валерий, инженер:
— Я уже испытал эту ситуацию, как говорится, на собственной шкуре. Езжу я немного, только на работу да еще по выходным на дачу, у меня машина эконом-класса, поэтому бензина уходит немного. При прежних ценах расход на топливо обычно составлял примерно полторы тысячи рублей в месяц. Когда началась эта свистопляска, у меня, как на грех, кончился бензин, и я поехал на свою любимую заправку. Там прямо при мне поменяли ценники, и пришлось заправиться 92-м по 25 рублей за литр, а обычно я лью 95-й. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что на других заправках он продается и по 24, и по 23, и по 22 рубля, а где-то даже увидел ценник 21 руб. 80 коп. В общем, попал. Но, с другой стороны, винить некого, кроме себя: вместо того чтобы заправляться на ближайшей к дому заправке, надо было поездить по городу, посмотреть цены. Хотя далеко ли уедешь, если бак пустой?
Станислав, бизнесмен, живет в Барнауле:
— Первые дни у нас народ как с ума посходил, люди всеми правдами и неправдами старались заправиться, лили чуть ли не в карманы: я сам видел, как один водитель налил бензин в пластмассовую канистру, а ведь это практически самоубийство: от трения может возникнуть искра, и как полыхнет! А вообще-то я думаю, что страсти по бензину нагнетаются искусственно, и цель вполне понятна — в очередной раз срубить деньжат. И деваться некуда, платишь. Я слышал, что четыре бензиновых завода закрылись на профилактику. Нечего сказать, очень вовремя! Боюсь, что в ближайшее время цены взлетят еще выше, а потом, когда ажиотаж пройдет, они опять стабилизируются. Хорошо, если я окажусь неправ, но, к сожалению, в нашей стране при любом раскладе все только дорожает, а не наоборот. Вспомните недавний экономический кризис: народ с работы увольняли, зарплаты резали, а цены все равно ползли вверх.
Алена, бухгалтер, ездит на джипе:
— В прошлые выходные я поехала на дачу, которая находится в Мошковском районе. Дорога дальняя, машина большая, да еще нагружена, бензина идет много, поэтому я всегда заправляюсь по дороге. Нынешние цены на бензин вызвали у меня, мягко говоря, недоумение. На всех заправках они были разными, причем не везде был привычный ассортимент марок. Я уже стала бояться, что когда поеду обратно, бензина и вовсе не будет, и со страху залила полный бак. В общем, на некоторое время я топливом обеспечена, но что будет дальше — совершенно непонятно. Наверное, надо запасы делать. Очень все это неприятно.
Андрей, экспедитор:
— У меня просто слов нет, одни непарламентские выражения. Я работаю на своей машине, бензин и амортизацию мне никто не оплачивает, голый оклад, и не слишком-то высокий, а кручусь по городу целый день, да еще и в пробках стоять приходится. С нынешними ценами на бензин я уже подумываю бросить эту работу и поискать другую, а то без штанов останешься, а у меня, между прочим, семья, маленькие дети, и жена не работает. Да еще я дома ремонт затеял, совершенно не вовремя. Меня просто поражает: Россия — крупнейший экспортер нефти, по телевизору показывали, что мы даже Саудовскую Аравию обогнали, а почему у нас цены на бензин, как в Европе? Если б у нас еще и зарплаты были, как у них, я бы еще понял. По-моему, у нас все делается для того, чтобы народ работал все больше, и при этом нищал год от года. Как тут жить, как планы строить? Постоянно что-нибудь случается, только высунешь нос из нищеты, а тебя как обухом по голове...