МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Новосибирск

Выбираем головой

Почему немало людей считают ненужным посещать избирательные участки?

По данным последнего социологического опроса, о своем намерении пойти на выборы заявляют 52% респондентов.

Наибольшую активность готовы проявить жители сельских населенных пунктов — там собираются принять участие в голосовании 63%. В областном центре аналогичный показатель снижается до 45 и заметно возрастает число респондентов, заявивших о своем отказе принимать участие в выборах (до 26%).

При чем здесь вера?

Причины абсентеизма (уклонения избирателей от участия в голосовании на выборах) у всех разные. Одни никому не верят, другие не надеются на перемены к лучшему. Третьи считают, что их голосование ни на что не повлияет. Немало людей ведут себя как во времена СССР, когда недовольство своей жизнью выражали голосованием ногами. При этом любопытно, что многие разбираются в политике, уверенно и нередко точно оценивают деятельность как политических деятелей, так и властных структур. Но сами через голосование повлиять на них не хотят. Не буду рассусоливать про «гражданский долг», давайте лучше поразмышляем.

Никому не верят. Откуда взялись такие настроения? Просто людей за 20 лет после введения альтернативных выборов часто обманывали. Постоянно менялся набор партий, к тому же каждые выборы происходит большая ротация кандидатов-одномандатников. Наобещают, «поматросят и бросят». Огромный вред, считаю, нанесла кампания по повторному переизбранию Бориса Ельцина на пост президента в 1996 году. Тогда впервые с помощью политтехнологий резко подняли его рейтинг, а потом через несколько лет оказалось, что десятки миллионов проголосовали за человека, который в тот момент, когда люди шли на участки, был практически при смерти.

Меняю партии, как перчатки

Отпугивает потенциальных избирателей и смена рядом кандидатов политического статуса. Например, люди голосуют за человека, позиционирующего себя как независимого, убеждающего всех, что он, в отличие от партийцев, свободен от влияния партийных вождей. Его избирают, а он раз — и примыкает к какой-либо партии. Или наоборот, избирался от партии, а потом в силу тех или иных причин вышел из нее. Или одномандатник остался в той же партии, но на следующих выборах перемещается в совершенно другой округ, а перед прежними избирателями не отчитывается. Подобное исключено в цивилизованных странах, там политик находится под бдительным присмотром СМИ, общественности и активной части электората. Любые подобные кульбиты моментально приводят к концу политической карьеры.

Особенно там нетерпимо относятся к переходу политиков из одной партии к другой. Недавно в одной местной газете было опубликовано мнение, что это «за бугром» в порядке вещей, причем со ссылкой на Уинстона Черчилля. Но это как раз классический пример, которому зарубежные политики стараются не следовать. Черчилль сначала был консерватором, там карьера у него не пошла, он переметнулся к либералам, там тоже его ждала незадача. Он перекрасился в независимого, а затем вернулся в лоно Консервативной партии. Затем всю дальнейшую жизнь ему приходилось оправдываться за свои шатания.  
В последнее время переходы из одной парторганизации в другую получили в нашем регионе достаточно большое распространение. Члены КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» бросают свои партбилеты и переходят в «Единую Россию», кое-кто из «единороссов» в поисках счастья отправляется в стан политических соперников, или происходит «обмен кадрами» между оппозиционными партиями. Самое печальное, что никто из перебежчиков не объясняет общественности и избирателям мотивы своих поступков. Карьеры эти политики обычно не делают, но электорат их метания дезориентируют.

Какую власть избираем?

Мне доводилось общаться с большим количеством людей, игнорирующих выборы, — «не верим, и все». Но избирательный участок не церковь, а кандидат не господь Бог. Надо просто выбрать того, кто наиболее эффективно сможет выполнять обязанности депутата и защищать наши интересы. Выбор имеется.

Как определить, за кого голосовать? Помнится, в 1996 году нас, убеждая повторно поддержать Ельцина, уговаривали: «Выбирай сердцем!» Сердцем ли? Может, лучше головой? Рецепт здесь один: оценить опыт кандидатов, способности, квалификацию, имеют ли они отношение к округу, да и другие характеристики.

Кстати, среди тех, кто никому не верит, немало тех, кто приходил на участки, чтобы проголосовать против всех кандидатов. Тем самым они выражали свой протест: недовольство жизнью, работой власти, отсутствием реальной борьбы между кандидатами или применением грязных политтехнологий во время кампании... После изъятия графы «против всех кандидатов» из бюллетеней (что, кстати, было сделано правильно) кое-кто по привычке является, портит бюллетени или уносит их с собой. Но таких немного. Большая часть «протестантов» перестала ходить на голосование. Общаясь с этой категорией потенциальных избирателей, спрашиваю, что вас не устраивает? Зачастую говорят о вещах, зависящих от работы исполнительной власти. Но, простите, 10 октября мы избираем вовсе не ее, а законодателей, которые как раз и должны контролировать чиновников и принимать законы, по которым те должны действовать. Проблема в том, что многие люди не знают, чем конкретно занимаются различные местные органы власти. Текущее информирование о работе региональных законодателей ведется неплохо, но во время кампании запевалой здесь должен стать облизбирком.

Информации много не бывает

Акцент должен делаться не на разъяснении процедуры избирательного процесса, а на рассказе о функциях регионального парламента, об итогах его работы за 5 лет, создающем у людей мотивацию подняться с уютных диванов и отправиться на участок. Давно пора решить и другой организационный вопрос. Значительная часть избирателей во время опросов отвечает, что не знает, кто у них депутат. С народного избранника никто не снимает ответственности за то, чтобы он постоянно информировал о своей работе. Но и избиркомам надо доводить свое дело до конца. Ведь большинство людей, проголосовав, так потом и не узнают, а кто именно избран. Соответственно, им и невдомек, с кого спрашивать. Из СМИ об этом узнают только политически активные граждане, коих меньшинство. Поэтому в обязанности районных избиркомов, которые трудятся теперь на постоянной основе, стоит ввести обязанность через максимальное число информационных каналов сообщать людям о результатах выборов, о координатах общественной приемной избранного депутата.

И последнее. По долгу своей деятельности мне приходится бывать на заседаниях различных избирательных комиссий и органов власти. Там нередко сравнивают, как голосуют новосибирцы, живущие в различных частях города. В числе отстающих — обычно микрорайоны, где пожилых людей, с юности привыкших посещать избирательные участки, меньше, чем в других. Исследования и опросы показывают, что люди в возрасте от 25 до 45 лет не очень любят голосовать. Ну, а более молодые вообще в этом отношении пассивны.

В ходе встреч кандидатов в депутаты с представителями трудовых коллективов, студенчества многие люди обычно жалуются, что чиновники и депутаты неважно решают их проблемы. Интересуюсь: на выборы ходите? Нередко следует отрицательный ответ. Вот так и получается, спрашивать с властей хотим по полной программе, а интереса к их выборам не проявляем. А избранному депутату ведь приходится ориентироваться именно на тех, кто за него голосовал. И если целые возрастные и социальные группы равнодушны к выборам, то потом им остается пенять только на себя…

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах