Нет? Тогда вы не видели другой «современный мегаполис» — едва стоящие деревянные и мазанные двухэтажки, большинство которых — ровесницы наших бабушек и дедушек. Строились они еще при Сталине как «временное жилище», но и сегодня, на свой страх и риск, там живут целыми семьями. Именно для вас, привыкших видеть Новосибирск красивым и развитым городом, жители таких домов провели в минувшую пятницу акцию протеста.
Любые лозунги и растяжки, как посчитали протестующие, не создали бы нужного эффекта. Поэтому они решили наглядно продемонстрировать нечеловеческие условия своей жизни, разложив большие фото своих домов и комнат на земле в Первомайском сквере. Покосившиеся бараки, промерзшие трубы, обсыпавшиеся стены — зрелище, мягко говоря, не из приятных. Снимки как будто отсылали в прошлое лет на сто назад. Но своего пикетчики добились: редкий прохожий спокойно мог пройти мимо импровизированной «биеннале», не рассмотрев их и не спросив, что это за акция.
Если конкретнее, на фотографиях были запечатлены 25 домов из разных районов города. Адреса подписаны не были, важно было показать, что это проблема не отдельных домов, а всего города.
За поддержкой жители аварийных домов обратились в Фонд развития и поддержки гражданского общества. Представитель Фонда Ростислав Антонов прокомментировал акцию для «МК в Новосибирске»: «Жители ветхих и аварийных домов Новосибирска уже много лет не могут добиться ни расселения, ни ремонта, ни какого бы то ни было другого решения своей проблемы. Чиновники ставят всевозможные административные барьеры на этом пути. Дом рушится, а они цепляются к тому, что не все документы подготовлены, и не выносят вопрос на межведомственную комиссию. Цель этой акции — показать оборотную сторону новосибирского строительного бума. Осваиваются пустынные участки, а в направлении сноса ветхих домов и расселения людей мало что делается. Кроме того, мы хотим объединить инициативные группы тех, кто борется за нормальные условия проживания, и совместными усилиями решать общие проблемы».
В свою очередь Мария Жукова, жительница аварийного дома на Никитина, 140, не сдерживала эмоций: «Это позор, что люди в XXI веке вынуждены существовать в таких бараках. К примеру, в нашем доме очень плохая проводка, в любой момент может случиться пожар, а обвинят нас, жителей. В моей квартире оседает несущая стена, по другим идут трещины. Окна отходят, практически выпадают. Обрушиваются погреба. А когда мимо проезжают машины-многотонники, весь дом ходуном ходит. В общем, в таком бараке не просто некомфортно — смертельно опасно жить. Ремонт никто не делает, каждый год обещают: «Вас будут сносить». В итоге ни расселения, ни ремонта мы никак не дождемся. При этом мы исправно оплачиваем коммунальные услуги».
Ежегодно на расселение ветхого жилого фонда выделяются десятки миллионов государственных рублей. Суммы, на первый взгляд, и значительные, но для города-полуторамиллионника — мизерные. И, как заведено на Руси, возрастут они, наверное, только когда эти дома — не дай бог! — начнут рушиться один за другим.