Почему мусорная реформа превращается в откровенный грабеж

Депутат нашел нарушения закона в работе компании, отвечающей за мусорную реформу, и рассказал о них губернатору

Депутат Вадим Агеенко — член всех возможных рабочих групп по вопросам ТКО и человек, знающий практику и теорию мусорной реформы назубок. Когда Законодательное собрание Новосибирской области отказалось выступить с общим обращением к правительству по поводу близящегося кризиса в сфере обращения с отходами, он молчать не согласился.

Депутат нашел нарушения закона в работе компании, отвечающей за мусорную реформу, 
и рассказал о них губернатору

В обращении к губернатору Андрею Травникову он напоминает, что еще в мае 2019 года сессия заксобрания заслушивала предварительный отчет министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области о ходе мусорной реформы в нашей области, и уже тогда возник вопрос о задолженности регоператора перед перевозчиками отходов. Уже тогда сумма просроченных долгов выглядела внушительно. Сегодня она нарастает как снежный ком.

Сколько уже откушено

Региональный оператор — это компания с особым статусом: она получает на свои счета все средства, перечисленные жителями региона и юридическими лицами, ведущими деятельность в Новосибирской области, а взамен обязана осуществлять свое-временные расчеты со всеми участниками цепочки от перевозчиков до полигонов. Но начиная с апреля она это делает почему-то не в полном объеме.

Год назад власти посчитали весь мусор, собираемый на территории Новосибирской области, и распределили его между полигонами и перевозчиками. Первые должны были его захоранивать, вторые — довозить до первых. Участники рынка посчитали свои затраты, на основании расчетов был сформирован тариф для регионального оператора. И с 1 января все жители области и все предприятия получили обязанность его оплачивать. Не напрямую исполнителям, как это было раньше, а через специально определенную компанию — регионального оператора, как это положено сегодня по новой мусорной реформе.

12 компаний, вложившихся в организацию вывоза мусора, а также 20 мусорных полигонов, работающих в области, могли бы получать эти деньги напрямую, тогда бы не потребовалась эта централизованная надстройка, получающая свои комиссионные. Но власть в соответствии с новым законом создала структуру, призванную упорядочить эти отношения, чтобы каждый более эффективно занимался своим делом. А в итоге все пошло наперекосяк.

О растущей задолженности регоператора начали говорить с мая. 11 июня 2019 года, напоминает Вадим Агеенко в письме главе региона, совещание по этому вопросу проводил первый зампред правительства Новосибирской области Владимир Знатков, и долг на уровне 500 млн рублей уже обсуждался как данность. А уже 23 июля 2019 года перевозчики писали губернатору об увеличении задолженности до более чем 700 млн рублей. 

Напомним, недавно с работой регоператора знакомился сам Денис Буцаев, генеральный директор публично-правовой компании «Российский экологический оператор». Эта структура создана указом президента для того, чтобы следить за тем, как идет мусорная реформа в России. 

Денис Буцаев нашел ситуацию в Новосибирской области терпимой, обозначив просроченный долг суммой, не превышающей 15% годового оборота. Хотя годовой оборот регоператора по документам составляет чуть более 3 млрд рулей, и 700 млн от этой цифры как минимум составляет уже 23%. 

Тут, конечно, надо заметить, что и это бремя для предприятий, несущих постоянные затраты по обеспечению вывоза мусора, кажется тяжким. Но эта оценка строится на некорректных данных. Вадим Агеенко приводит информацию, полученную непосредственно от перевозчиков, и по ним получается, что начиная с апреля 2019 года компания «Экология-Новосибирск» без объяснения причин задерживает подписание актов выполненных работ более чем на два месяца, оплачивая выполненные работы только на 60%, а оплату за июль-август она не произвела до сих пор.

«Согласно сводным таблицам, общий долг регионального оператора перед перевозчиками увеличивается и на 1 сентября 2019 года может составить около 800 млн рублей, — утверждает Вадим Агеенко в письме губернатору. — По некоторым организациям-перевозчикам на 1 сентября 2019 года общий долг составляет от 22 до 88 млн рублей. Только по восьми организациям-перевозчикам из двенадцати (МУП «САХ», ООО «НСТ», ООО «Эко Лайн», ООО «ЛаТранс», ООО «ТБО», ООО «ЭкоСервис», ООО «СИБЭСКО», ООО «ЭКО ЛАЙН») общий долг регионального оператора на 1 сентября 2019 года составил 560 799 856,31 рублей. По остальным четырем организациям-перевозчикам, которые не предоставили первичные документы, ситуация уточняется, но предположительно ситуация с задолженностью будет похожая. Таким образом, общий долг регионального оператора перед перевозчиками, подтвержденный первичными документами, действительно может составить около 800 млн рублей».

Что же с деньгами?

Перевозчикам не остается другого выхода, кроме как идти в суд. Вопрос принципиальный: если компания начнет задерживать оплаты своим контрагентам и выдачу заработной платы своим работникам, но не предпримет мер по взыскиванию долгов, ни арбитражный суд, ни трудовая инспекция с прокуратурой такой благотворительности не оценят. 

На прошлой неделе первые три иска в арбитраже уже появились — по предварительным оценкам, их сумма после начала рассмотрения может превысить 240 млн рублей. Но это пока еще цветочки. Ведь всего компаний, недополучающих деньги за свои услуги, двенадцать. 

«Надо полагать, что перевозчики эти суды выиграют, — предвидит развитие событий Агеенко. — В силу финансовой несостоятельности ООО «Экология-Новосибирск» к концу 2019 года может само объявить себя банкротом, либо с таким требованием может выступить в суде любой из перевозчиков, имеющий договор с региональным оператором на оказание услуг транспортирования ТКО, перед которым ООО «Экология-Новосибирск» имеет значительную задолженность… Невыполненные обязательства в полном объеме будут ложиться на правительство Новосибирской области, т. е. на бюджет Новосибирской области».

Сама «Экология-Новосибирск» в лице директора Ларисы Анисимовой подтверждает, что начисления за транспортировку отходов выше, чем объем средств, собранных с населения. Она оценила эту разницу в 30 млн рублей в месяц. А значит, к концу 2019 года долг регоператора только перед перевозчиками вполне может составить около 900 млн рублей, который он не способен будет погасить самостоятельно. 

Вадим Агеенко в дела «Экологии-Новосибирск» вынужден вникать с 2016 года, когда компания только появилась в регионе в качестве инициатора «мусорной концессии». Вал вопросов от общественности и депутатов, а в конечном счете и от правительства региона приостановил реализацию проекта по строительству двух полигонов и мусоросортировочных комплексов. 
Но все это время компания продолжала искать деньги на свой вклад в проект. Сначала выпустила акции на миллиард, но выгодно продать их не смогла. Затем появился другой шанс, и Вадим Агеенко считает, что он был связан с перспективой стать региональным оператором по обращению с отходами для всей Новосибирской области.

Расчеты здесь несложные: собрав с каждого жителя области по 92 рубля 42 копейки, компания могла получить порядка 258 млн рублей в месяц, или 3,1 млрд руб. в год (это с 2 793 389 человек, проживающих в области). Если добавить к этому около 90 млн рублей в месяц, или около 1 млрд рублей в год с юридических лиц, совокупный доход регоператора может по расчетам превысить 4 млрд рублей.

Вадим Агеенко считает, что за вычетом реальных затрат чистая прибыль регоператора должна была составить 1 млрд руб. в год, что и определило весной 2018 года интерес группы «ВИС», нового собственника «Экологии-Новосибирск», к статусу регоператора.

А была ли борьба на конкурсе?

Конкурентом «Экологии-Новосибирск» на государственном конкурсе за звание регионального оператора выступило АО «Эко-оператор», 100% акций которого принадлежало правительству Новосибирской области. Правда, итогом конкуренции стало интересное обстоятельство: в ответственный момент «Экооператор» из конкурса выбыл. Работники забыли представить конкурсной комиссии платежку о перечислении залога в сумме 250 млн рублей и немного ошиблись при составлении заявки на участие. Странным совпадением стало то, что решающие документы подписывала Лариса Анисимова, в те дни — генеральный директор госкомпании. А еще более странным — что вскоре она стала руководить «Экологией-Новосибирск». То есть квалификация директора, только что провалившего торги для конкурента, владельцам группы «ВИС» показалась соответствующей, чтобы доверить ему свой бизнес в регионе.

С точки зрения Вадима Агеенко, квалификации руководителя сегодня как минимум не хватает, чтобы обеспечить заключение договоров на вывоз мусора с юридическими лицами. По его расчетам, из-за этого «Экология-Новосибирск» недобирает в месяц около 80 млн рублей, что по итогам семи месяцев года выливается в 560 млн. Но почему тогда перевозчики пишут губернатору про долг в 700 млн? «Дело, оказывается, в том, что оператор просто оплачивает перевозчикам не все вывезенные на полигоны объемы мусора, а только 60%, — поясняет Вадим Агеенко. — Вот вам и еще 200 млн рублей долга».

Как это — оплачивается только 60% стоимости оказанных услуг? — удивится читатель. А вот так — в соответствии с актами. Восемь из 12 перевозчиков раскрыли их для депутатов заксобрания, когда они рассматривали этот вопрос в присутствии министра ЖКХ, замгубернатора и самого регоператора. В них начиная с апреля 2019 года без всяких реальных претензий к объемам или к качеству работ подписывается не более 60% начисленной суммы. Да, там может быть комментарий типа «с учетом претензий к объемам и качеству услуг», но реально обоснованных, подтвержденных документально предъяв нет.

Буквально неделю назад до перевозчиков от регоператора дошли «корректировочные акты», которые она предлагает добровольно подписать. 

«В этих корректировочных актах Лариса Анисимова срезает объемы и начисления почти на 50%, то есть предлагает оплатить только половину выполненных работ. Вот это я называю откровенный «производственный рэкет». Регоператор нагло использует свое монопольное положение на рынке обращения с отходами в НСО и «выкручивает руки перевозчикам», — говорит Вадим Агеенко.

Анализируя эту ситуацию, он заглядывает в документы, на основании которых региональному оператору в декабре 2018 года утверждался тариф. Так вот. По ним получалось, что на территории области за год образуется 9 748 460 кубометров мусора (или 1 608 495 тонн). Именно эти объемы распределены по всем двенадцати кластерам, каждый из них приписан к одному из двадцати полигонов, к каждому прикреплен свой перевозчик. В соответствии с тарифом регоператор должен оплатить за доставку отходов на полигон 186,8 млн рублей в месяц перевозчикам, за захоронение — 29 млн рублей в месяц полигонам, всего 215,8 млн рублей в месяц. Но поскольку собирать с населения и юрлиц у регоператора получается только около 170 млн, он, похоже, решил недоплачивать перевозчикам примерно по 45 млн руб. в месяц. «Вместо того чтобы стараться поднимать собираемость платежей до 220 млн в месяц, а в идеале до 340 млн в месяц, регоператор начинает занижать объемы вывезенного мусора, обвиняя перевозчиков в завышении этих объемов, — подытоживает Агеенко. — Но ведь так в бизнесе не бывает! Хитрая схема «частичной оплаты» начинает походить на откровенный грабеж подрядчиков или просто на мошенническую схему. Называйте это как хотите, но лично я вижу эту ситуацию именно так».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру