Проблемы регионального кино

Города бывают разные — большие и маленькие по площади, густо и малонаселенные, старые и молодые по возрасту, те, что называют центрами промышленными, культурными, курортными

15 марта 2017 в 06:51, просмотров: 816

Возьмем не самый маленький город Новосибирск с населением более 1,5 млн человек. Некоторые источники оценивают его как третий по величине в России. Почти все без исключения отводят Новосибирску роль научного и промышленного центра Сибири. Город большой, столица, но уже не страны, а только Сибири.

Проблемы регионального кино

Может ли Новосибирск позволить себе кинематограф? Попробуем разобраться. Кино тоже бывает разным: игровое кино, неигровое: например, документальное, образовательное, научно-популярное. Проще сразу ответить, что полностью отсутствует и никогда не существовало телевизионных сериалов. Среди опрошенных респондентов от 20 до 40 лет никто не смог вспомнить ни одного.

Документальное кино в советские годы в городе действительно производилось, чему способствовала открытая еще в 1938 году Новосибирская студия хроникально-докумен­таль­ных фильмов. Киножурнал «Сибирь на экране» был своего рода «брэнд» того времени, над ним трудились талантливые профессиональные документалисты, получившие профильное образование в этой сфере. Однако с распадом СССР студия фактически прекратила производить фильмы, а хроника существовала только как диагноз отрасли. Помещения освободили и сдали в аренду организациям, не связанным с кино вовсе.

Сегодня среди опрошенных никто не может назвать хотя бы двух документальных картин, созданных в Новосибирске в новом тысячелетии. Справедливости ради следует отметить, что это не означает, что таких работ нет. Просто их очень мало и их не показывают по телевидению, они не собирают просмотры в интернете. Только на редких кинофестивалях «узкий круг ограниченных людей» изредка видит их.

Таким образом, можно уверенно констатировать тот факт, что фильмы такого рода в городе — это скорее исключение, подтверждающее правило: документального кино в городе не существует. Заслуживающее внимания образовательное и научно-популярное кино вроде «Физика для малышей» выпускалось около сорока лет назад. Сегодня такого рода фильмов не выпускают тоже.

Остается разобраться с игровым кино. По инерции хочется сказать, что и здесь ситуация аналогичная. Но тут можно обнаружить неожиданный разворот истории. Оказывается, что именно игровых любительских картин в Новосибирске за эти же годы создано несколько десятков. И это внушает серьезный оптимизм. Однако среди опрошенных никто не характеризовал местное кино как «отличное» или то, которое обязательно стоит посмотреть.

Давайте разберемся в проблемах, которые приходится преодолевать группе единомышленников на пути создания игрового фильма, но сделаем это, пытаясь определить все сильные и слабые стороны, плюсы и минусы потенциального массового производства интересного игрового кино в регионах.

Плюс — это существование большого числа энтузиастов, талантливых людей, влюбленных в кинематограф, не имеющих специального образования, из разных профессий, но готовых всю свою свободную энергию посвятить этому делу.

Минус отсюда же. Отсутствие образования приводит к катастрофическому количеству ошибок технического и технологического характера. Таланту не было возможности развиться и получить «огранку» профессиональными знаниями и навыками, а свободная энергия быстро кончается — у многих есть семья, работа, финансовые обязательства...

В городе есть большое количество полупрофессиональных и профессиональных фотографов, имеющих качественную фототехнику и умеющих с ней работать. Часто они же снимают презентационные, рекламные, информационные ролики.

Однако фотограф — это не кинематографист. Фотограф работает один и может сделать несколько хороших снимков. Кино — это 24 кадра в секунду, постановка, монтаж, и это всегда коллективное творчество. Зачастую опыт в съемках роликов в городе оценивается количеством снятых свадеб, и только некоторые понимают, что в большинстве случаев свадебный фотограф играет роль «штатива с ногами», которая не только не способствует развитию творческих способностей, а скорее наоборот — глубоко и надежно губит их.

В городе уже нередко можно встретить сложную high-tech вспомогательную операторскую технику типа стедикамов, электронных систем стабилизации «Ронин», квадрокоптеров, операторских кранов, управляемого диодного света, суперкамер от компаний Red Digital Cinema или Blackmagic Design и других стремительно дешевеющих «наворотов», о которых еще недавно нельзя было и мечтать.

Но как писателю ручка и бумага не гарантируют хорошей книги, так и оператору оборудование не гарантирует хороший фильм.

Большинство местных операторов почему-то верхом мастерства считают «размытый задник» — задний план в дефокусе из-за малой глубины резкости (которую уже обеспечивают даже все любительские дешевые фотоаппараты) или пролет над городом как можно выше, вот только никто не может объяснить, зачем это надо и как от этого фильм лучше станет.

Другие плюсы. В городе нередко создателям картины удается получить прокатное удостоверение и договориться с каким-либо местным кинотеатром устроить премьерный показ или даже прокат работы. Находятся и потенциальные спонсоры, готовые вкладывать деньги в производство фильма. Однако спонсоры требуют возврата средств, причем с процентами не ниже банковских. При этом по факту ни один игровой фильм, сделанный в Новосибирске, еще не окупился.

Среди плюсов также следует упомянуть наличие достаточно большого количества профессиональных талантливых театральных актеров, готовых принимать участие в работах за небольшое вознаграждение. Но при всем при этом в городе фактически нет требуемой инфраструктуры, кинорежиссеров, киносценаристов.

Тем не менее, по общему мнению, все не так уж плохо. Люди пробуют снимать, набивают руку, учатся на своих работах и работах друг друга. А количество когда-то обязательно переходит в качество.

Среди всех проблем главными остаются две: хронический недостаток финансирования (а фильм — это большое сложное предприятие, требовательное к ресурсам) и отсутствие хороших сценариев.

Последняя проблема представляет собой трудность не только для регионального, но и для всего российского кинематографа. Современный зритель невольно сравнивает любые местные работы с пережитым опытом от просмотра лучших кинофильмов мира. Конкурировать за внимание приходится с интернетом и компьютерными играми, в которые, к слову, в 2016 году в мире вложено денежных средств уже больше, чем в кинематограф.

В этой ситуации просто желания и некоторого таланта мало. Чтобы сделать достойную историю, способную увлечь и оставить след в душе, требуются знание того, что придумали древние греки более двух тысяч лет тому назад, и что дошло практически в неизменном виде до нашего времени, но так и остается наукой, — драматургия. Без драматургии хорошего кино не получается.

Итак, если у читателя давно возникла и не угасает тяга к искусству, в частности к кино, то давайте разберемся, с чего начать.

Нужен хороший сюжет. Несложно увидеть, что нынешнее поколение киноманов выросло на фильмах с элементами фантастики или же фэнтези. В качестве примеров можно привести самые знаменитые и кассовые киносаги: «Звездные войны», «Гарри Поттер», «Сумерки», «Властелин колец», «Аватар» и т. д. Целевая аудитория (подростки и старше) предпочитает переживать ту же драматическую ситуацию вместе с героями, живущими в сказочном, фантастическом мире, причем главные персонажи наделены всеми земными качествами тонко чувствующей личности реального мира. На данных контрастах часто строится основная линия. Пусть некоторые психологи говорят о том, что подобный выбор молодежи свидетельствует о некотором инфантилизме, незрелости, но благородные идеалы героев, искренние человеческие взаимоотношения в этих историях выходят на первый план. Каким бы удивительным, загадочным и опасным ни казался мир, вокруг нашего главного героя в центре сюжета остаются главные идеалы простых человеческих взаимоотношений: любовь, добро, поиск истины. Именно эти идеалы и должны подвергаться испытаниям вместе с героем картины. Это позволит создать внятную мотивационную модель. Добро, как и следует, в правильной истории должно победить как некоторый «обязательный элемент», а благородство, честность, самоотверженность и тайный помощник — помочь преодолеть все драматические ситуации.

Необходимо еще собрать талантливую команду с базовыми техническими навыками. Пусть автор сценария, главный режиссер, оператор, часть актеров пришли из других профессий. Технические, гуманитарные профессии стали фундаментом для развития творческого решения. И если у кого-то подобная ситуация вызывает недоверие, то вспомним, что ученые из нетворческих профессий вполне могли создать знаменитые художественные произведения: А. П. Бородин (химик и медик) — опера «Князь Игорь», А. С. Грибоедов (секретарь дипломатической миссии) создал знаменитое литературное произведение «Горе от ума» и т. д. В большое кино из других профессий пришли большие звезды: Ален Делон, например, начинал работать мясником, Денни де Вито — парикмахером, Джон Малкович по образованию эколог, Ченнинг Татум и Винни Джонс пришли в кино из спорта (футбол).

Далее нужен минимально необходимый бюджет. Так или иначе, деньги нужны на некоторую технику, реквизит, элементы костюмов, расходные материалы, питание, бензин. Сегодня есть новый хороший путь собрать средства — краудфандинг. На этой технологии специализируются уже немало сайтов в интернете: planeta.ru, boomstarter.ru, kroogi.com, thankyou.ru, rusini.org, Smipon.ru и другие. Посетителям сайта предлагают «купить акции» будущих произведений. Взамен авторы обещают разного рода плакаты, диски, значки, майки с материалами фильма, приглашение на премьеру, участие в самих съемках и т. д.

Но проект должен привлекать — значит, надо снять «тизер», дать описание.

В кино приходят энтузиасты и мечтатели, такие люди есть. Недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Если есть светлые идеи, то не стоит прятать их в хрустальном ларце за семью печатями, нужно поведать о них миру, а уж ценители современного киноискусства сами выберут свое суждение.



    Партнеры