Глава партии "Родина" рассказал о повышении тарифов

Председатель регионального отделения партии «Родина» озвучил мнение о недопустимости повышения тарифов без тщательного анализа их обоснования

Одной из самых обсуждаемых тем на прошедшей неделе в Новосибирске была тема возможного повышения коммунальных тарифов за воду и тепло. Все остальные тарифы в рамках рекомендованных правительством РФ четырех процентов, и только МУП «Горводоканал» и ОАО «СИБЭКО» запросили в три раза больше. Губернатор области такое постановление подписал, депутаты городского Совета с ним согласились. Но не все. 

Председатель регионального отделения партии «Родина» озвучил мнение о недопустимости повышения тарифов без тщательного анализа их обоснования

Независимый депутат Совета депутатов города Новосибирска, председатель регионального отделения партии «Родина» Вячеслав Илюхин провел брифинг, на котором высказал собственную точку зрения по этому и другим актуальным вопросам.

Брифинг состоялся в открытой студии ГТРК, и, предваряя беседу, Вячеслав Илюхин заявил, что на сессии по ряду причин не присутствовал и в голосовании не участвовал, «но если бы участвовал, то нажал бы кнопку «воздержаться». По причине того, что обоснование этого повышения не было должным образом проработано специалистами мэрии и депутатами.

— Эти тарифы должны были начинать обсуждаться комитетом по энергетике мэрии и департаментом ЖКХ еще в начале 2016 года. Постановление губернатора о повышении тарифов вышло таким образом, что мы его должны были либо утвердить, либо отказаться. Мы не могли сказать: «Давайте по Горводоканалу оставим тариф, а по «СИБЭКО» тариф уберем». Хотя у многих такое именно желание было.

Что касается РЭС, они повысили свой тариф в допустимых рамках, которые разрешили президент, правительство. Что касается Горводоканала, мы его работу видим, у нас на самом деле небольшие тарифы и самая хорошая вода. В структуре коммунальных платежей 60–65% — это платежи «СИБЭКО», порядка 10% — это платежи Горводоканалу. Если Горводоканал даже на 20% свой тариф повышает, то в системе общих платежей жителей это всего 2%, а если их повышает «СИБЭКО», то тут все гораздо заметнее и гораздо сильнее бьет по карману, — сказал Вячеслав Илюхин.

По его мнению, «соискатели» повышения тарифов не потрудились даже обосновать свои требования, а пошли по привычному пути, заявив о критическом износе коммуникаций и необходимости их срочной модернизации.

— Что касается работы «СИБЭКО» и повышения тарифа на 15%. Они сослались в первую очередь на износ сетей в 70%. Когда 12 лет назад я стал депутатом, я слышал то же самое: «70% у нас износ сетей». И мы в связи с этим каждый раз повышали тарифы: иногда на 8%, иногда на 10%, иногда на 15%. Но, тем не менее, этот «износ» даже увеличивается: например, с 65% в 2010 году до 69% сейчас. Еще несколько лет такими темпами — и у нас все сети можно будет выкинуть, разрыть, все трубы повыкидывать и начать строить что-то новое. Новые сети. Это еще благодаря большому пулу застройщиков, которые у нас за свой счет эти сети строят, здесь еще они помогают сохранять такой невысокий процент.

Наверное, один раз этот тариф повысить было можно, если бы мы работу начали с самого начала года. Мог бы уже сейчас мэр выйти и сказать: «Да, я готов, вот инвестиционные программы». А не так, как сейчас: «Давайте повысим и будем смотреть». Вот тариф повысился на 15%, это фактически 800 млн рублей, то есть это те деньги, которые ежегодно должны вкладываться в инвестиционную составляющую. А когда мы повышаем тариф на 15%, на следующий год забываем, опять говорим, что износ 70%, и снова повышаем на 15%… Извините, не можем же мы каждый год повышать на 15%. Мы почти 1 млрд закладываем в инвестиционную программу, мы должны сказать: «Ребята, у нас к 2030 году износ будет 30%». И мы должны видеть свет в конце тоннеля. А сейчас мы деньги вкладываем, тарифы повышаем, а износ остается, даже еще и растет.

Вячеслав Викторович озвучил данные аналитической записки по статьям расходов поставщика тепла, и даже на слух они не выдерживают критики.

— Есть подготовленная специалистами аналитика по «СИБЭКО», и они говорят, за счет чего увеличиваются расходы компании, — сказал Вячеслав Илюхин. — Расходы на топливо выросли на 3,6–6,9%, расходы на оплату труда увеличились на 10,9–22,4%. Я понимаю, что кризис, но должны же быть какие-то пропорции. Около 30% в зарплате — это менеджеры «СИБЭКО», их доля увеличилась с начальных 5,6% до 29%. Эти расчеты должны быть более наглядны, и о них нужно знать.

И я понимаю, что сейчас многие депутаты оказались в безвыходной ситуации. Им фактически сказали: «Если вы сейчас отказываетесь, мы, во-первых, Горводоканалу все инвестпрограммы перекрываем, ЗАО «РЭС» все равно при своем повышении остается, а у «СИБЭКО» все деньги, которые на аварии были предусмотрены, — их просто нет». И если вдруг в городе происходит какая-то авария, они (вполне логично) требуют с мэра письмо на оплату, и он вынужден будет это письмо подписать, не оставит же он в зимний период дома без тепла. Мэр письмо подпишет, а там уже счета и сметы никакой контролирующий орган проверить не сможет. В итоге мы из бюджета города и отдадим эти деньги, а, может, и больше.

По мнению депутата, поставщику тепла невыгодны ясные и понятные инвестиционные программы, хотя возможность их разработки была уже несколько лет назад.

— Года через полтора после того, как я стал депутатом, мы стали разрабатывать градостроительный план и проект планировок, на который и должны были быть наложены инвестиционные программы «СИБЭКО», Горводоканала, РЭС. Но было сделано все, чтобы этих инвестиционных программ не появилось. Почему? Допустим, прихожу я сегодня в «СИБЭКО» и говорю, что хочу на таком-то участке построить дом. Мне отвечают, а мы должны сюда сети провести к 2020 году, ты, конечно, деньги заплати за гигакалории, как положено. Я заплатил, положим, 10 млн, а потом еще на 10 млн должен трубу провести. А так я говорю: извините, но у вас есть программа, и вы обязаны мне согласно этой программе до этого участка эту трубу довести. Конечно, им невыгодно, чтобы эта программа была, ведь им на нее придется тратить свои деньги. Это должна быть четкая инвестпрограмма, в которой прописано, где, когда и в каких объемах будет произведена замена тепловых сетей. В результате мы видим выполненный объем. Мэр выходит и говорит: «Да, мы повысили тариф, но к 2030 году мы все трубы переделаем». Должна быть жесткая ответственность. Если не выполнили программу, то нужно судиться, забирать деньги с этих тарифов. А так, «у нас инвестиционная программа своя, мы ее сами корректируем, что хотим, то и делаем». Что у нас, «СИБЭКО» — государство в государстве? Не думаю, что на него нельзя найти управу. Кто у нас в городе хозяин? Кто в области хозяин? Им должны были быть поставлены условия, мы должны видеть, куда уходят наши деньги.

Депутат припомнил забавный случай, когда в обоснование повышения тарифов на тепло была заложена «необходимость» приобретения яхты. На что присутствовавшие на брифинге журналисты заявили, что располагают сведениями, что «СИБЭКО» скупает акции прибыльных новосибирских предприятий. Такими сведениями Вячеслав Илюхин не располагал и оставил вопрос без комментариев. Зато предложил за оставшееся время до 1 июля 2017 года, когда должны начать действовать повышенные тарифы, предоставить ясные и четкие обоснования, а в противном случае снять эти деньги.

— Я помню, Олег Сметанин заметил как-то в их обосновании повышения тарифов «покупку яхты», потом ее оттуда убрали. Но, я помню, звучало тогда: «Не считайте наши деньги!» Что значит «ваши»? Мы свои деньги хотим посчитать. Вы берете деньги для того, чтобы сети отремонтировать, расскажите мне, где и как будете ремонтировать. На аварии выезжать? Это не дело! Оставьте на «аварийку» 4%, которые положены в общей структуре доходов, а остальные деньги должны быть расписаны по программе, она должна выполняться, каждый год они должны отчитываться перед Законодательным собранием, перед горсоветом, губернатором, мэром. И получать оценку своей деятельности. Не выполнили? На сколько? На 50%? Давайте мы эту часть тарифа заберем. Сейчас там новое руководство, возможно, будут новые подходы. Но то, что было принято в этом году, должно было быть принято не так: мы должны четко видеть, за что мы платим. Ну, если два дня мы рассматривали? Я видел обоснование повышения тарифа, достаточно поверхностное, никакого анализа и выводов из него сделать нельзя. Просто бумажка, где они пишут: «У нас все плохо. Дайте денег». На данный момент мэр и губернатор могут только сказать: «Мы вам тариф подняли, с июля он должен действовать. Вот вы до июля 2017-го, будьте добры, подробную инвестиционную программу нам принесите, со всеми сметами». А если до июля не предоставите — мы пойдем в суд и это повышение вам отменим.

На брифинге депутат озвучил и позицию возглавляемой им партии по бюджету Новосибирска на будущий год. Приведенные им примеры по ряду позиций показывают, что при внесении соответствующих поправок бюджет города мог бы быть более сбалансированным и менее дефицитным.

— Поправки в городской бюджет будет предлагать не партия «Родина», а депутат Илюхин. И, в общем-то, они уже готовы. Я считаю, что общегосударственные расходы у нас растут необоснованно, есть некоторые пункты, с которыми мы не согласны, и мы еще не все ответы получили от департамента экономики и финансов. Я задал десять вопросов, связанных с бюджетом города.

Бюджет на данный момент мне кажется достаточно разбалансированным, но сейчас уже поздно вносить в него какие-то кардинальные изменения. Если мы срезаем такие статьи, как «обеспечение материально-технической базы», «штат детских садов и школ», срезаем «расселение ветхого и аварийного жилья», то, наверное, не совсем правильно увеличивать «общегосударственные расходы», «расходы на обеспечение муниципальных учреждений».

Поправки, которые будут предложены… Не скажу, что они существенны, но они, по крайней мере, смогут хоть как-то уменьшить дефицит бюджета города. Я уверен, что нужно полностью менять всю систему управления. Я уверен, что в бюджете деньги найти можно, их нужно просто нормально, правильно освоить. Кардинально перекраивать этот бюджет уже поздно, но к следующему бюджету партия «Родина» подойдет более ответственно, и мы начнем работать по бюджету города с февраля-марта 2017 года.

В этом году мы с мэрией договаривались, что будет проводиться оптимизация, будет собираться комиссия несколько раз. Оптимизацию провели. Нам рассказывают, как хорошо отработали, как оптимизация удачно прошла, потом открываем бюджет: было на «общегосударственные вопросы» 2,75 млрд рублей, а на 2017 год — 2,99 млрд. Вот и оптимизировали.

Что касается инвестиций. Никогда инвесторы не будут инвестировать (если они не сумасшедшие и не аферисты) в убыточное предприятие. А у нас город становится убыточным предприятием. Инвесторов все меньше и меньше, настоящих инвесторов. Я не знаю, как в области, там появляются инвесторы в мост и в мусоропереработку, но это такие инвестиции, которые, как видите, гарантированны. Есть минимальный гарантированный доход по четвертому мосту, причем он составлял при первоначальной сумме в 91 млрд 73% — мы высчитывали. Вы меня извините, но это не инвесторы к нам приходят, эти люди должны называться несколько по-другому. А без инвестиций развитие города невозможно. Поэтому, во-первых, город должен научиться вести себя честно: отчитываться, платить по счетам, предоставлять нормальные условия, причем для всех одинаковые.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 14 декабря 2016

Заголовок в газете: Особое мнение депутата Илюхина

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру