В Новосибирске по делу Грибова игнорируют решения судов

Генеральная прокуратура следит за корпоративным скандалом в «Электроагрегате»

В Новосибирской области игнорируют требование президента. 16 февраля Владимир Путин принял участие во всероссийском совещании судей. Глава государства призвал «поставить барьер» на пути тех, кто использует уголовное преследование в корпоративных спорах. Была создана специальная рабочая группа по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства. Возглавил ее Сергей Иванов. Даже после отставки с поста главы администрации президента он продолжил контролировать вопросы бизнеса. Понятно, что требование президента в регионах в ряде случаев «не слышат», как и предписания судов. Создается впечатление, что Новосибирская область стала «ареной», где меряются силами следователи и судьи, а в эпицентре — резонансная история в отношении известного девелопера Евгения Грибова и «украденного» здания. Журналисты «МК в Новосибирске» постарались разобраться, есть ли логика в решениях следователей?

Генеральная прокуратура следит за корпоративным скандалом в «Электроагрегате»

Что такое принцип преюдиции и как о нем забыть?

Корпоративный конфликт на заводе «Электроагрегат» в Новосибирске очень быстро перерос из «внутреннего» (разберутся в самой компании) до всероссийского (возбуждены уголовные дела и «хотят посадить»). За спором внимательно следят в бизнес-сообществе города. А утверждение: «В Новосибирске благоприятный деловой климат» после очередного уголовного дела в отношении девелопера Евгения Грибова звучит с нотой сомнения и явного пренебрежения. Скептики и вовсе задаются вопросом: «У них там, в Новосибирске, благоприятный деловой климат?»

Спорят в регионе о значении вступившего в законную силу решения суда по делу Грибова, связанного с предпринимательской деятельностью. В юриспруденции есть понятие принципа «преюдиции», согласно которому следователь, прокурор и т. д. должны принять без проверки факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу, в котором участвуют те же лица. То есть решение суда, вступившее в законную силу, обретает силу закона, в том числе и для следователей. Однако на территории Новосибирской области, видимо, считают иначе, либо кому-то очень хочется довести конкретное уголовное дело до суда с обвинительным приговором. Многочисленные суды к Евгению Грибову вопросов не имеют. В решениях сказано: сделка с имуществом соответствовала закону, была возмездной, и имущество полностью оплачено покупателями. Следователи настаивают на противоположном: произошло хищение — безвозмездное и противоправное изъятие собственности у продавца.

Непредвзятое мнение

Вернемся к истокам конфликта. Президент совета директоров «Электроагрегата» Александр Одинец вместе со своим «топ-менеджментом» в 2012 году начал войну с акционером предприятия Евгением Грибовым. На кону — единоличное распоряжение финансовыми потоками и недвижимостью компании. Кадастровая стоимость самого комплекса завода вместе с землей превышает 3,5 миллиарда рублей. Расположен «Электроагрегат» очень удачно, почти в центре Новосибирска — в районе станции метро «Березовая роща». Участок земли — «лакомый» кусок для большинства бизнесменов. Акционер Евгений Грибов консолидировал 40% акций предприятия и собирался принять участие в девелопменте территории, однако отношения с Одинцом у него не заладились. Стороны попытались разойтись миром через обмен акций на недвижимость, но не получилось. Сделка переросла в уголовное преследование одного из участников.

Евгений Грибов в рамках договоренностей попытался приобрести у «Электроагрегата» производственный корпус. Недвижимость оценили в сто миллионов рублей и выставили на продажу. Одинец в последний момент настоятельно рекомендовал переоформить сделку на физлица — Романа Редько и Анатолия Цоя, которые подписали документы о получении денег за переданное им имущество. Спустя полгода после регистрации сделки оба заявили: расчет с ними не производился. Денег не видели.

Пять процессов Одинец вместе со своими родственниками инициировал в арбитражном суде. Все в отношении Грибова. Каждый из процессов завершился решением, подтверждающим правоту новосибирского девелопера. Однако решения судов в следствии проигнорировали. В конце 2015 года девелопера Грибова обвинили в хищении. Областная прокуратура, областное ГУ МВД в корпоративном конфликте по непонятной причине встали на сторону Одинца, решив, что Грибов виноват. Законность сделки «силовики» поставили под сомнение, резюмировав — здание похитил девелопер. Переубедить следователей не смогли ни кассовый ордер с подписями покупателей, ни расписка самих покупателей (Редько и Цоя), ни показания свидетелей, ни даже подписи генерального директора «Электроагрегата», который согласовал продажу здания. Более того, документально засвидетельствованное получение денег за продажу недвижимости для следователей доказательством честности девелопера не стало.

Дело направили в суд. 8 апреля после первого заседания вернули на новое расследование. Потом после кадровой чистки в МВД передали новому следователю, и… Грибову снова предъявили обвинение в мошенничестве. Такой замкнутый круг: судьи — следователи — Грибов — снова следователи — снова Грибов и очередной суд.

Верховенства суда никто не отменял. Однако прокурор Новосибирской области Владимир Фалилеев уверен, что следователь может рассматривать судебные решения наравне с другими доказательствами. Грибов жалуется правоохранителям на правоохранителей, его письма возвращаются с формулировкой «отказать». Начальник следственной части ГСУ ГУ МВД Максим Рыжков ответил, что вердикты к делу приобщены, но они не противоречат квалификации событий, сформулированной следователем. То есть получается, что все установленные судами события и факты — ложь, истина — придуманная следователями история. Евгений Грибов предлагает сторонам конфликта пройти полиграф. Может быть, незаинтересованной машине поверят?

Почему следователи не верят судьям?

Суды же установили: сделка по продаже здания законная и состоялась на возмездной основе, то есть покупатель за недвижимость рассчитался. Следователь «против» и квалифицирует сделку как хищение, то есть незаконное приобретение на безвозмездной основе. Устранить несоответствие можно двумя способами: следователи изменят свое мнение, либо вступившие в силу решения суда, в том числе и Верховного, придется оспорить.

Так в Новосибирске может быть создан опасный прецедент, если уголовное дело в отношении Грибова снова дойдет до суда. Получится, что мнение следователей выше решения верховных судей. То есть любой представитель власти, убежденный в своей правоте, может оспорить вынесенное судом и вступившее в законную силу решение. Согласитесь, тяжелый удар как по правосудию в целом, так и по инвестиционному климату региона. Евгений Грибов — один из крупнейших инвесторов области, еще и поэтому за событиями вокруг этого дела пристально следят журналисты.

Конфликт вокруг «Электроагрегата» известен и в Москве. С жалобами новосибирского девелопера сейчас разбираются и в администрации президента, и в Генеральной прокуратуре.

«В настоящее время расследование по делу не завершено. Выполняется необходимый комплекс следственных действий, проверяются сведения о возможной причастности генерального директора ОАО «Электроагрегат» Рудских А. А., президента совета директоров общества Одинца А. К. и иных лиц к совершению противоправных действий», — официально ответил начальник отдела Генеральной прокуратуры РФ Скопцов.

К слову, в ответ на жалобу акционеров ОАО «Электроагрегат» представитель Генпрокуратуры сообщил то же самое. Для самих акционеров объективность правоохранительных органов — единственный шанс вернуть украденные средства. Куда делись 100 миллионов рублей, до сих пор непонятно. Они потерялись между Одинцом, Цоем и Редько. К слову, и Цой, и Редько уже осуждены и получили условные сроки за финансовые мошенничества, однако показания «людей с уголовным прошлым» не оспариваются, им верят.

Сегодня следственные действия в отношении всех вышеупомянутых лиц невозможны. Одинец — в больнице. Президент совета директоров получил сотрясение мозга, якобы упав с лестницы, прямо в разгар судебного процесса по делу о хищении у государства здания станции нейтрализации, где он является подсудимым (еще одно уголовное дело, связанное с заводом «Электроагрегат»).

И напоследок

Грибов вместе с другими акционерами сейчас ждет ответа Генпрокуратуры на очередную жалобу по поводу позиции прокуратуры региона, которая игнорирует принцип верховенства суда.

Бизнесмен утверждает, что привлечение его в качестве обвиняемого выходит за рамки полномочий следователя, потому что осуществлено в отсутствие обстоятельств, предусмотренных УК РФ. Остается добавить, что превышение полномочий — это одна из статей Уголовного кодекса. Правда, в отношении правоохранителей ее применяют не часто.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 31 августа 2016

Заголовок в газете: Кто сильнее: следователь или судья?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру