Как живут новосибирские дельфины?

Кто проживает на дне бассейна?

Кто сказал, что в Сибири нет моря? Не знаем, как там с «раскинутым морем широко», но обитатели водных глубин три месяца назад получили официальную новосибирскую прописку. Сегодня в городе проживают четыре тихоокеанских дельфина афалины, две южноамериканские морские львицы, тихо-океанская розовая моржиха, успевшая покорить сердца новосибирцев, полярные белые китята белухи.

Кто проживает на дне бассейна?

Квартируют необычные для Сибири жители в крупнейшем за Уралом центре океанографии и морской биологии. Похоже, что дельфинам здесь нравится: хорошая вода, отличное освещение (дельфинарий венчает стеклянный купол) и любимая закуска — красная рыба, кальмары и мойва. Специалисты «центра» подсчитали, что в месяц на «перекусы» любимых обитателей уходит более 3000 кг.


Дельфинарий расположен на территории зоопарка, в сосновом бору. Места тут красивые, уже привычные для животных: через забор один из символов города — зоопарк. По дельфинарию его сотрудники передвигаются бегом — почти как на режимном объекте. Надо успеть в три места сразу, и никаких разговоров. Все очень серьезно! «Сотрудников дельфинария можно узнать по скорости их передвижения», — отмечаю на встрече со старшим тренером «Дельфинии» Дарьей Глуховой. Она, хрупкая, веселая и загорелая, спешит после очередной утренней тренировки, на бегу передает последние распоряжения, просит принести ей рацию, после чего усаживается на стуле и командует: «Начинаем». Сказано — сделано. Журналисты «МК в Новосибирске» побывали в гостях в первом зауральском дельфинарии.


Мятежный дух довел до дельфинов


— Даша, а с чего все начиналось? Когда человек начинает тренировать дельфинов? И что послужило толчком для выбора профессии?


— На самом деле, это очень долгая история. Я из семьи военных. Мой папа — полковник ВВС. И, как это часто бывает в армейских семьях, в какой-то момент дети начинают бунтовать. Мой мятежный дух не давал мне возможности спокойно сидеть на месте. Не могла себя представить в душном офисе или в классе. И продолжала искать дело по душе. Я еще мастер спорта по прыжкам в воду, так что общение с водными жителями, наверное, мне близко. И вот закончила университет, решила поехать отдохнуть и заглянуть в пару дельфинариев. Зашла, пообщалась. И тут мне говорят: «Профессия не женская, ну зачем вам это все?» Я кивнула головой и устроилась работать в рижский дельфинарий. Его филиал находится в Геленджике. Все отговорки воспринимала как вызов. Сначала была помощницей тренера. Сейчас приехала в Новосибирск старшим тренером. И, вы знаете, я надеюсь, что ничего еще в профессиональном плане не закончилось. Все еще впереди! А папа… Родители сказали, что всегда поддержат меня, а это самое главное!


— Очень часто встречаю тренеров дельфинов именно девушек. Подумала даже, что прекрасному полу удается, видимо, быстрее налаживать связь с животными. Почему тогда профессия не женская?


— Потому что это риск. Это переохлаждения, постоянные физические нагрузки. Видимо, доброжелатели хотели оградить меня от этого. Но меня ничто подобное не испугало. Я очень выносливый человек.


Космическая любовь на земле


— С чего начинается любовь к дельфинам? Или это какое-то другое, почти космическое чувство?


— Конечно, любовь. И начинается она с первого взгляда. Хотя я не могу сказать, что пришла работать в дельфинарий и что-то там почувствовала. Не было такого. Все началось задолго до… Когда впервые прикоснулась к дельфину. Животных, если честно, я любила всегда. Постоянно таскала домой котят с улицы. Детство прошло в ссадинах. Я со временем все больше люблю животных и меньше — людей. Наверное, отношусь к той самой категории: «Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак». Среди тренеров я не единственная такая. Не могу сказать, что мы социопаты. Просто животные не двуличные. А я ценю прямоту. Тут все просто, нет двойных стандартов: если ты не нравишься — тебя укусят. Если тебя любят — к тебе будут ластиться и ласкаться, вне зависимости от своего возраста, размера, степени агрессии. Люди умеют притворяться, глядя в глаза. А животные — никогда.


— Давайте поговорим о главных обитателях «центра». Откуда они прибыли? Какая у них история! И какой характер?


— Дельфины приехали к нам из разных мест. Это японские, тихоокеанские афалины. Перелет перенесли спокойно. В Сибири, я надеюсь, что обрели свой единственный дом. Им здесь хорошо. Созданы условия, максимально приближенные к естественной среде обитания. В «Дельфинии» прекрасная вода, замечательное освещение благодаря огромному стеклянному куполу, который помогает животным ощущать себя как под солнцем. Что касается рациона, то он точно рассчитан совместно с ветеринарами и тренерами. Сейчас обитатели нашего центра получают все необходимые добавки и витаминизацию. В природе так хорошо животные не питаются. Здесь их обслуживают несколько десятков людей. У всех питомцев характеры разные. Они все любимые, дорогие. Самая маленькая и активная наша звездочка — Бия. Она же самая молодая. В силу возраста любит пошкодить, потолкаться в воде. Забавная малышка. Катунь — очень интеллигентная дама. Она даже выглядит как леди. У нее длинный рострум, и сама по себе она прогонистая с красивым рисунком на теле, где цветовая гамма переходит от графитово-серого в бело-серый. Очень обстоятельная дама наша Обь. Тренировок мы не любим, зато обожаем легкую дремоту и массаж. И, конечно, наш Океан — большой и потрясающе красивый мальчик. С мужчиной живут три интересные женщины, то есть вы понимаете, как он себя ведет? (Улыбается.)


— Уже удалось наладить взаимоотношения? Среди обитателей «центра» есть любимчики?


— Скорее, тут можно говорить о привычке друг к другу. Мы учимся вместе с ними, тренируемся. Каждый зверь требует индивидуального подхода и ухода. Если мы видим, что животное не любит ласки, — не настаиваем. Угощаем его лакомствами, делаем массаж. Кто-то любит поиграть и покусаться, потащить в воду. Кто-то, наоборот, поласкаться. Все особенности характера мы стараемся учитывать. Бывает, что подплывает один дельфин, протягивает плавник, намекая — почеши. Все наши тренеры ласковые и терпеливые. Надо понимать, что мы работаем не с котятами. Никто из обитателей океанариума не ручной и не «няшный». Отношения дельфина и тренера складываются от того, насколько ты умеешь нащупывать вот эту связь с неземными существами на первом этапе.


— Вы делаете упор на том, что дельфины — существа неземные, но тогда какие?


— Когда ко мне приходят детки, я обязательно рассказываю им стишок: «Этот зверь макушкой дышит, подбородком звуки слышит». Само понятие «земное» и «неземное» зависит от кругозора. Как можно назвать земными животных, которые обитают в невесомости в воде? Или как можно назвать земными животных, которые видят тебя насквозь, получая отраженную картинку в свой мозг. Они свободно определяют, из чего мы состоим, вплоть до химического состава крови, и способны разложить рыбу на макроэлементы. Они способны задерживать дыхание, останавливать сердце. Нельзя сказать, что это кто-то обычный, определенно неземной — обитают-то даже не на земле.


Как приручить дельфина?


— Получается ли избегать привязанности к питомцам или нет?


— Привязанность — мой рок. А как по-другому? Не отдавая любовь, мы не сможем получить ее обратно. Привязываюсь к каждому. Но спустя какое-то время решила попробовать научиться дистанцироваться.


— Экзюпери в «Маленьком принце» описал, как приручить лисенка. Тут все понятно и просто. Благодаря мультфильму мы знаем, как приручить дракона. А как приручить дельфина?


— Все начинается с теории, с процесса «одомашнивания». Тренер должен быть подготовлен. Когда животное начинает есть из твоих рук, это означает, что оно тебе доверяет. Нельзя сразу гладить зверя. Подойдите к любому человеку на улице и начните его гладить — сильно сомневаюсь, что ему это понравится. Сначала мы просто наблюдаем. Они смотрят на нас, мы — на них. Для себя понимаем, насколько зверь контактен. Понимаем, зверь не хочет, чтобы его трогали. Тогда не трогаем его. Даем рыбу. Некоторые берут ее нарывисто, с вызовом, некоторые отказываются кушать. Мы предлагаем им несколько видов рыбы, различные по размеру куски. Можно часы провести, лежа на животе перед бассейном и водя рыбкой перед дельфином. В конечном счете животное принимает угощение. Через некоторое время дельфины перестают воспринимать человека как угрозу. Потом вводятся специальные методы: бридж-сигнал и таргет. Таргет — цель, к которой зверь учится прикасаться любой частью тела. Бридж-сигнал — ультразвуковой свисток, которым мы даем команду: «Молодец, правильно сделал, сейчас получишь рыбу». Устанавливаем связь между сигналом и пищевым подкреплением.


— У дельфинов есть настроение? Бывает такое, что зверь не настроен сегодня тренироваться?


— Конечно, настроение есть. И оно всегда разное. Для тренера — искусство его распознать. Если мы видим, что что-то не так, то осматриваем животное, заглядываем ему в глаза, понимаем, что он здоров. Если нездоров, сразу же зовем ветеринаров. Если здоров, но грустит… значит, луна в какой-то фазе или ночью его кто-то за хвостик укусил. Они же общаются между собой постоянно. На зверя во время тренировки снижается нагрузка, или, наоборот, даем ему комплекс знакомых упражнений, пытаясь вовлечь в работу, привлекаем любимые игрушки.


Приглашение на вальс


— У каждого есть, наверное, какая-то своя лирическая история с дельфином…


— Для меня каждая история с дельфином лирическая. Как только ты ныряешь в воду и плывешь на середину бассейна, видишь, как тебя сопровождают. Мы чувствуем друг друга, знаем досконально. Каждый танец, когда я обнимаю дельфина, для меня лиричен.


— Отвечая на предыдущий вопрос, вы осекли себя, пытаясь сказать «друг». Почему?


— Потому что друг — это очеловечивание. А я хочу от этого уйти. Дельфины — не котята. Они большие, у них много зубов, и они вполне могут причинить вред. Никогда не надо обольщаться. Если человек оказывается с дельфином в открытой воде — у него нет шансов. Только инстинкты. Скорость дельфина — 40-60 километров в час.


— Давайте поговорим о самом дельфинарии, чем он отличается от уже действующих аналогов в России? И как насчет шоу? Какие планы?


— Они уникален. Прежде всего, это второй по величине комплекс с десятками бассейнов с морской водой, огромным видовым составом животных. Мы работаем на территории огромного зоопарка, с большим числом животных. Что касается нашего шоу, то в планах у нас не останавливаться на достигнутом. Планируем свести межвидовых животных — дельфинов и белух.


— Дельфины попадают в подобные центры после отлова. То есть фактически их забирают из естественной среды, привозят куда-то и заставляют работать.


— Всегда отношусь к этому философски. Нередко у дельфинов рождаются детки в неволе. Бывают разные случаи. Дельфины выбрасываются на берег, вернуть их обратно уже невозможно. Почему они это делают? Никто не сможет ответить на этот вопрос. Иногда идешь по улице и тебе хочется закричать, но мы умеем контролировать эмоции. А что движет дельфинами, мы не знаем. Может быть, они способны на более сильные чувства и переживания?


Я считаю, что если дельфин уже попал к нам, то нужно сделать его жизнь максимально комфортной.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 24 августа 2016

Заголовок в газете: Девочка и ее дельфины

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру