Какое новосибирское предприятие загнало крестьян в уголь?

Нарушать законодательство по экологии в Новосибирской области больше не будут?

На совещании Совета безопасности, посвященном вопросам экологии, президент страны Владимир Путин признавал, что в РФ внимание к проблемам экологической безопасности практически не уделяется, что они остаются на периферии государственного внимания. «Во многих отраслях промышленности доминировали, да и, кстати говоря, по-прежнему часто доминируют именно так называемые «грязные» технологии. Не выделялось достаточно средств на рекультивацию земель, на восстановление лесов, на строительство очистных сооружений и полигонов для утилизации отходов», — отмечал он.

Нарушать законодательство по экологии в Новосибирской области больше не будут?
На восстановление почвы понадобится не одна тысяча лет...

На недавнем Петербургском международном экономическом форуме в ряду других насущных вопросов президент отметил и экологию. По его словам, с 2019 года через систему технического регулирования, жесткие экологические стандарты будем стимулировать поэтапное внедрение принципов наилучших доступных технологий. Насколько отечественная промышленность к этому готова? Пока создается впечатление, что, оправдываясь экономическим кризисом, промпредприятия, наоборот, начали сворачивать свои экологические программы. Примеры этому, к сожалению, есть, в том числе и в Новосибирской области.

Возьмем для начала «Сибирский антрацит», который позиционирует себя как «один из ведущих производителей высококачественного антрацита». Как крупнейшее, уникальное и очень социально ответственное предприятие области, где разработана «экологическая программа, отслеживающая соответствие размещения отходов, предельно допустимых выбросов в атмосферу и водоемы существующим нормативам и лимитам». Да, программа разработана. Вопрос: как она действует?

Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратурой в конце прошлого года в связи с обращениями департамента Росприроднадзора по СФО и Верхнеобского теруправления Росрыболовства была проведена проверка АО «Сибирский антрацит».

Читаем. «В июле прошлого года произошло обрушение участка автодороги «Искитим — Елбаш — Усть-Чем», в результате которого произошло загрязнение рек Крутиха, Елбаш и Бердь. Дорога строилась по заказу «Сибирского антрацита». Во время ее строительства не раз отмечалось, что заказчик неоднократно вносил изменения в проект. В частности, после снятия «почвенно-растительного слоя были выявлены не предусмотренные в проекте гидрологические условия. Не подтвердились инженерные изыскания, также не подтвердились и проектные расчеты. Изыскания проекта, которые предоставил заказчик для строительных работ, как оказалось, были с большими нарушениями».

Прокуратура оценила размер вреда реки Берди в 1 млн 881 тыс. рублей, однако виновных в чрезвычайной ситуации обнаружено не было. Не была также дана оценка полноты и достаточности «принятых заинтересованными лицами мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации». Хорошо, допустим. Мутна водица в Берди, перейдем туда, где все более прозрачно.

Природоохранная прокуратура глубоко поработала на Восточном участке Колыванского месторождения, где по договору подряда с АО «Сибирский антрацит» ООО «КонтрактУголь» вело вскрышные работы. Что обнаружили специалисты? Что в летний сезон 2015-го (с мая по октябрь) деятельность АО «Сибирский антрацит» по обращению с отходами производства и требований I–V класса опасности (отходы вскрышных пород) проводилась в нарушение требований ч. 1 ст. 18 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» и ч. 1 ст. 22 ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды». Вопреки требованиям ст. 14 ФЗ № 89, постановления правительства РФ от 16.08.2013 № 712 в прошлый сезон мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды не осуществлялся. «Сибирский антрацит» не вел учет обращения с отходами, что является нарушением ч. 1 ст. 19 ФЗ № 89 и порядка такого учета, утвержденного приказом Минприроды РФ.

Опять же в нарушение ряда нормативных документов по оплате за негативное воздействие на окружающую среду «Сибирский антрацит» плату за размещение своих отходов в территориальный орган Росприроднадзора в установленные сроки не предоставил.

С октября прошлого года «Сибирский антрацит» право пользоваться недрами передал дочке — малому предприятию ООО «Разрез Восточный». С этим правом он, чувствуется, передал и свое отношение к окружающей среде. В деятельности «Разреза» проверяющие нашли те же самые нарушения. Утвержденные нормативы и лимиты на их размещение отсутствовали. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории размещения отходов, их учет малым предприятием также не велся. Плата за негативное воздействие на окружающую среду «Разрезом Восточный» в установленные сроки опять же не была внесена.

Стоит напомнить, что «Сибирский антрацит» ведет свою деятельность на весьма большой территории. Это земли промышленности, энергетики, транспорта и т. д. Это лесной фонд (леса первой и второй группы). Под отвалы «Сибирскому антрациту» был отведен участок на землях сельхозназначения, при этом предприятием было еще самовольно «без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов» занято более 108 тыс. кв. м земли. И размещение отвала было произведено с самовольным снятием и перемещением плодородного слоя почвы.

Площадь карьера, который разрабатывает «Разрез Восточный», занимает 118,5 тыс. кв. м. Это земли промышленности и т. д. А также участок сельхозназначения (для фермерского хозяйства). Часть территории — 31,6 тыс. кв. м. — «Разрезом» также занята самовольно, и плодородный слой также уничтожен.

Отвал «Разреза» — это несколько участков сельхозназначения площадью более 200 тыс. кв. м. Восемь тысяч квадратных метров — все та же самоволка. Отвал на площади 14,6 тыс. кв. м размещен поверх плодородного слоя почвы, что привело к деградации почв с разрушением растительного и почвенного покрова. Один из участков 14,6 тыс. кв. м, занятых «Разрезом», принадлежит ЗАО «Крестьянское коллективное хозяйство».

Российское законодательство очень четко регулирует охрану земель. Землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны постоянно проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородию. Защищать от загрязнения отходами, а в случае, если это произошло, — ликвидировать последствия загрязнения. И так далее. Так вот, если говорить конкретно об участке 14,6 тыс. кв. м, занятых отвалом вскрышных пород (хотя участок и принадлежит ЗАО «Крестьянское коллективное хозяйство»), то там законодательство нарушено по полной.

Специалисты департамента лесного хозяйства области провели обследование лесных участков в месте размещения отвала на Колыванском месторождении. Там невооруженным глазом видны засыпанные деревья и плодородный слой почвы. На лесных участках «Сибирский антрацит» должен выполнять работы по геологическому изучению недр, а затем, возможно, и разработке полезных ископаемых. Но делать это можно только после представления их предприятию в аренду либо без аренды, когда не требуется вырубка лесных насаждений и капстроительство. Однако, по данным департамента договоров аренды лесного участка Искитимского лесничества, для переоформления ранее заключенных договоров «Сибирский антрацит» в департамент не обращался. В результате незаконного самовольного использования лесов дочкой «Антрацита» «Разрезом Восточный» Российской Федерации был нанесен ущерб на общую сумму 11,4 млн рублей. Как выяснила природоохранная прокуратура, в конце концов «Разрез Восточный» вообще осуществлял производство горных работ на Восточном участке Колыванского месторождения без необходимых разрешительных и правоустанавливающих документов.

Как написано на сайте «Сибирского антрацита», его экологическая программа «была принята для соблюдения требований природоохранного законодательства, лицензионных соглашений на право добычи антрацита и дополнительных соглашений с администрациями Искитимского района и Новосибирской области. С 2007 года, согласно требованиям Роснедр, добывающие компании отчитываются о выполнении природоохранных мероприятий в соответствии с требованиями, определенными в лицензионных соглашениях. Для этой цели на предприятиях компании внедрен «Проект горно-экологического мониторинга природной среды», позволяющий минимизировать вредное влияние на окружающую среду. Также на производственных объектах «Сибирского антрацита» регулярно проходят проверки Росприроднадзора и Ростехнадзора на предмет соблюдения экологического законодательства и выполнения лицензионных соглашений в части экологии. Компания постоянно проводит мероприятия по снижению концентрации вредных выбросов, загрязняющих веществ и отходов».

Эта программа была принята, когда директором предприятия был Дмитрий Шатохин. В прошлом году произошла смена руководства, и генеральным директором была назначена Анастасия Попрыгаева. Вместе с Шатохиным из «Антрацита» ушел еще ряд специалистов. По их свидетельству, именно после назначения Попрыгаевой компания по экономии расходов на экологию и встала во весь рост. Силовым методом увольнялись прежде всего работники, отвечающие за природоохранное направление. Были существенно сокращены «экологические» расходы.

Новосибирская межрайонная природоохранная прокуратура в силу своих задач, возможностей и ресурсов работала в основном на Восточном участке Колыванского месторождения. На самом деле на других его участках — Северном, Крутихинском, на Горловском разрезе — дела обстоят не лучше. И там площади горного отвода, установленного в лицензии, явно не соответствуют площади фактического горного отвода. На отвале «Елбашанский» происходит завал леса без предварительной его рубки. Как и на Восточном участке, плодородный слой почвы уничтожался на участках Северный, Крутихинский и Ургунский Горловского месторождения. По независимым оценкам, «Сибирский антрацит» уже уничтожил плодородный слой почвы на площади около 30 тыс. кв. м. Если считать по «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды», утвержденной приказом Минприроды РФ, то общий ущерб угольщиков природе лишь по этому показателю может вылиться в кругленькую сумму 24 млрд рублей.

По сути, в зоне экологического бедствия оказалась расположенная внутри санитарной зоны предприятия, на технологической дороге «Сибирского антрацита» деревня Ургун. Уголь на разрезе добывают открытым способом, и черная пыль разлетается на несколько километров. Как рассказывают жители Ургуна, на машинах уголь возят зачастую без тента. Дорога должна быть постоянно влажной, но руководство «Антрацита» на этом экономит. В результате над деревней постоянно висит густое пылевое облако. Угольная крошка на огородах, в домах, еде.

«МК в Новосибирске» будет следить за развитием событий.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 29 июня 2016

Заголовок в газете: Кто загнал крестьян в уголь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру