Как в Новосибирске украли станцию и присвоили завод?

Одинец остался на свободе. Временно?

Корпоративный конфликт на заводе «Электроагрегат» выходит на финишную прямую? Пока не ясно… Ходатайство о задержании одного из обвиняемых г-на Одинца не удовлетворено. Чтобы разобраться в сути конфликта, вот вам небольшая сказка, о том, как украсть здание у государства. В некотором царстве, в некотором государстве рос завод «Электроагрегат». И все у него было хорошо, но где-то до 2011 года. Выполнялись планы оборонной промышленности, выплачивались зарплаты и работало много людей. Пока не затеяли вокруг завода игры во власть корпоративные. Сегодня завод «Электроагрегат» фигурирует в трех уголовных делах. Обычный корпоративный спор вокруг актива в три миллиарда рублей тянется уже пять и перерос из внутреннего конфликта в уголовные дела. И свою позицию стороны доказывают не в арбитражных, а в судах общей юрисдикции. Фигуранты дел находятся под подпиской о невыезде. По сути, весь конфликт нашей сказочной истории можно свести к обычному дележу: председатель совета директоров группы компаний «Новоград» Евгений Грибов и президент ОАО «Электроагрегат» Александр Одинец спорят за активы. За их битвой следят журналисты «МК в Новосибирске». Сказка закончилась. Теперь по делу.  

Одинец остался на свободе. Временно?


Когда Фемида отвернулась…
Суд неоднократно переносил слушание по делу Одинца и Цыкина (читать Грибова). У журналистской общественности Новосибирска и вовсе складывается мнение, что следователи и прокуроры в этом конфликте принимают весьма посредственное участие. Кажется, что власти в споре интересов попросту нет места, что странно, ведь речь идет в том числе и о государственном имуществе. Три уголовных дела по разным фактам мошенничества, объединенные заводом «Электроагрегат», развивались по разным сценариям. Сегодня два из них уже переданы в суд. И казалось бы, разные по сути эпизоды имеют весьма четкую взаимосвязь. Тут вам целый роман-эпопея: и не состоявшийся бизнес-проект по превращению 20 гектаров устаревшей промплощадки по линии метрополитена в новом жилом микрорайоне с видом на Березовую рощу, и хитросплетения в борьбе за власть (контрольный пакет акций предприятия), и коварство, и неприятие. Словом, лирики много.
Началось все больше пяти лет назад: вплоть до 2011 года ключевые активы группы предприятий «Электроагрегата» контролировали два клана Александра Одинца и Анатолия Чадова. Партнеры терпели друг друга, строили планы и примерно поровну владели заводом. До определенного времени дела шли в гору. Идиллия продлилась недолго. Стороны разошлись во взглядах на тактику и стратегию. Александра Одинца интересовала личная выгода, Анатолий Чадов пытался прислушаться к наемным менеджерам и сотрудникам завода. Партнерство постепенно переросло в корпоративный конфликт, в котором Чадов начал сдавать позиции, а затем и вовсе решил избавиться от активов и найти покупателя своей доли акций. 
Как Грибов попытался «захватить завод»?

Покупатель на долю Чадова нашелся. Им и стал известный в Новосибирске девелопер Грибов. Кажется, что сложно найти точки соприкосновения у строителя и оборонного завода («Электроагрегат» специализировался долгое время на производстве электрооборудования для армейских нужд, а сегодня функционирует больше как площадка для аренды помещений). В довесок к сложному объекту Грибов получал острый корпоративный конфликт, два лагеря сотрудников и регулярное падение мощностей завода. По сути, Грибову нужен был не сам завод, его больше интересовала земля. Территория завода находится в пешей доступности к Березовой роще и одноименной станции метрополитена. Заводу принадлежит 20 гектар территории, куда отлично бы вписался микрорайон площадью 130 тысяч квадратных метров. Застройка территории предприятия могла стать для девелопера Грибова самым крупным проектом в Новосибирске. Стоимость бизнес-идеи оценивалась в 200 миллионов долларов. Свой 40% пакет акций Чадов оценил в 11 миллионов долларов. По среднему курсу 2011 года это составило порядка 330 миллионов рублей.
Грибову удалось снизить стоимость акций «Электроагрегата», сыграв на корпоративном конфликте. Акции группы компаний были проданы за 240 миллионов рублей. Впридачу Чадов подарил Грибову ничего не стоившие на тот момент, акции еще нескольких аффилированных компаний – ЗАО «Проект – ДО» и ЗАО «Квантекс».
Грибов начал вникать в суть дела с активами «Электроагрегата» и очень быстро понял, что проект комплексной застройки в текущих условиях неосуществим. Земля оказалась в долевой собственности: ее часть принадлежала противникам Одинца, которые не хотели иметь с ним общих проектов. Запустить строительство микрорайона без сотрудничества всех совладельцев было нереально. В центре спора находился также и объект незавершенного строительства «Станция нейтрализации», собственником которой было государство. Такой объект помешал бы стройке, а выкупать его у собственника желания не возникло.
Когда стороны не договорились

Сотрудничества у Одинца с Грибовым не сложилось. По сути девелопер стал новым Чадовым: да, крупный акционер но оказать влияние на бизнес-процессы он не мог. Одинца такой беспокойный партнер как Грибов не устраивал. Ему не нравилось желание девелопера влезать в дела предприятия. В 2012 году партнерство распалось: Одинец решил выкупить у Грибова активы, а девелопер согласился. Сделку оценили в 270 миллионов рублей.
Изначально планировалось выкупить акции в пользу «Электроагрегата», но Одинец решил оформить сделку лично на себя. Выяснилось, что финансами он не располагает. Грибов же согласился взять в зачет сделки заводской корпус 2Г. Это современное офисное здание, которое по сей день сдают в аренду. Сейчас там базируется офис сибирского филиала ПАО «Мегафон». Предприниматель нашел покупателей на недвижимость и был готов исполнить свою часть обязательств обеспечительным взносом. Оплатить он планировал 100 миллионов. Стороны друг другу не доверяли и пытались обезопасить свои интересы в сделке, решив провести ее в несколько этапов. Схема простая, почти как с покупкой недвижимости, в банке стороны арендовали сейфовую ячейку. Затем акции, выкупаемые Одинцом, заложили туда с совместным доступом продавца и покупателя. Завод передал указанным Одинцом физлицам Редько и Цою корпус 2Г. Затем Грибов рассчитался по сделке (за вычетом проплаченной наперёд «МегаФоном» аренды сумма составила чуть более 77 млн, разницу до 100 млн должен был «добить» Одинец и вернуть сумму полностью). Посредники деньги забрали, покупатели получили документы на здание. Но деньги Грибову Одинец так и не вернул. Затем Одинец добился единоличного доступа к банковской ячейке, забрал документы, подтверждающие переход к нему права собственности на акции Грибова.

По сути Одинец выжил неудобного партнера и стал контролирующим акционером «Электроагрегата», еще и при деньгах остался. Отказываться от заводского корпуса Одинец не хотел и инициировал разбирательства через арбитражные суды. Законность сделки подтверждалась в различных инстанциях. Тогда Одинец принялся осаживать правоохранительные органы с требованием возбудить дело по факту хищения здания. Следователи прислушались, видимо, Одинец был очень убедительным. Дело завели. Парадокс в том, что поводом для уголовного преследования стало совсем другое здание, собственником которого и было государства. Да-да, тот самый незавершенный долгострой «Станция нейтрализации», которая и мешала застройке участка.
Уголовное дело №….
«Станция нейтрализации» появилась на территории завода в конце 70-х. Здание намеревались реконструировать, оснастить современными технологиями, но забросили. Так оно и числилось на балансе Росимущества. А потом стало мешать предпринимателям. Чиновники же на него уже давно махнули рукой: подумаешь объектом больше – объектом меньше. Три года назад именно оно стало поводом для возбуждения уголовного дела. Фигуранты – все тот же Одинец и его бывший подчиненный, экс директор завода Владимир Цыкин. Он попытался найти правду сначала в Росимуществе, рассказывая историю о захвате здания, а затем в правоохранительных органах.  

    
Сейчас делом станции занимается суд. Неделей ранее пострадавший по этому делу (а суд его выявил в лице некоего Николаева) ходатайствовал об изменении меры пресечения в отношении Одинца и заключении его под стражу. Собственно, и само ходатайство появилось ровно после того, как бывший генеральный директор ОАО «Электроагрегат» Владимир Цыкин продолжил сотрудничать со следствием и сообщил все подробности хищения и сообщил, что располагает доказательствами виновности Одинца. Однако сегодня суд не увидел достаточных доказательств, что обвиняемый может скрыться из страны. Задерживать Одинца не стали. Впрочем, постановление может быть обжаловано в течение трех дней. Но рассчитывать, что что-то измениться не приходится. Практика корпоративных дел, переросших в уголовные для России нова. Вряд ли в Новосибирской области сталкивались с подобными делами.  
Примечательно, что избавиться от доли государства (станции нейтрализации) на заводской территории так и не удалось. По факту хищения акций возбудили уголовное дело. Еще одно. Потом появилось и уголовное дело по факту хищения пресловутого корпуса «Электроагрегата». Подозреваемым, а затем и обвиняемым в нём стал Грибов. Именно это дело в центре внимания СМИ. Одинец в этом деле выглядит жертвой, Грибов мошенником, суды длятся, процесс идет.

Если вспомнить об истоках конфликта и посмотреть на ситуацию в целом - невольно делаешь вывод: все нити в этих историях ведут к Одинцу.
Он один смог сконцентрировать контроль над предприятием, кадастровая стоимость имущества которого составляет порядка 3 миллиардов рублей. 40% акций принадлежавшие Чадовым, а затем Грибову тянут на 1,2 миллиарда рублей. Одинец их получил бесплатно, да еще и попытался облапошить государство на станции обезжелезивания, да и вопрос по корпусу 2Г не закрыт.

*** 
После заседания суда Владимир Цыкин рассказал журналисту «МК в Новосибирске», что неизвестные прокололи ему колеса автомобиля. И это не первое происшествие. Ранее он также жаловался на регулярные звонки, раздающиеся в неурочное время и даже слежку. Под подозрением у Цыкина все тот же Одинец и их общий спор, в котором оба сейчас находятся на скамье обвиняемых. 

 

 

 

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 1 июня 2016

Заголовок в газете: Как украсть здание?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру