Игорь Решетников: "Мы разучились разговаривать!"

22 января министром культуры Новосибирской области стал Игорь Решетников

Соответствующее постановление подписал глава региона Владимир Городецкий. И с этого момента «поймать на интервью» «самого культурного человека» региона стало практически невозможно.

22 января министром культуры Новосибирской области стал Игорь Решетников

Сегодня Игорь Николаевич в Тогучинском районе, завтра — в Коченево, потом у него совещания и люди, люди, люди… Бесконечная череда тех, кто приходит с просьбами и предложениями. Договориться о беседе удалось только рано утром. Рабочий день Игоря Решетникова начинается с 8:00, на работу приезжает чуть пораньше. Сказывается армейский распорядок. Напомним, что новый министр культуры — в прошлом человек военный.

ПРО КУЛЬТУРНУЮ ПОЛИТИКУ И КОМАНДНЫЙ СОСТАВ

В приемной Игоря Николаевича пусто. Секретаря еще нет, слишком рано. Он встречает лично, улыбается и объясняет: «Я просто люблю начинать работать рано, чтобы все успевать».

— Вы — жаворонок? Откуда такая любовь к раннему утру в современном мире?

— Я буду тем, кем придется: и жаворонком и совой, все зависит от количества работы. Я нацелен трудиться. А вообще люблю начинать день рано.

— Игорь Николаевич, с опозданием, но хотелось бы еще раз Вас поздравить с назначением на должность министра культуры. Долгое время работали заместителем, теперь стали начальником. Что-то принципиально поменялось?

— В Министерстве культуры работаю уже шесть лет. Работу знаю и вижу. У меня был хороший учитель — Наталья Ярославцева, с которой мы совпадаем по темпоритмике. Мы оба любим работать. Кардинально ничего не поменялось. Впрочем, надо признать: я — человек требовательный. Команде придется подстраиваться, потому что для меня важно, чтобы то, что говорю, исполнялось. И еще всегда говорю: мы непросто чиновники, а государственные чиновники. Нам нужно осуществлять всю региональную культурную политику области. За последние несколько лет сделали акцент на развитии культуры в городе, а не в области. Сейчас блок, который работает именно с областью, мы усилим. Так что в Министерстве придется ждать перемен.

— Это сильно коснется команды?

— В Министерстве культуры — хорошая команда. Нельзя сказать, что я схватил шашку и начал размахивать. Нет, такого не будет. У нас работает хорошая команда, квалифицированные специалисты. Но изменения в любом случае произойдут. Это жизнь. Кто-то не сможет работать со мной, держаться в моем темпоритме. У кого-то пока нет понимания, что чиновник должен работать для людей. Сегодня само слово «чиновник» у нас ассоциируется с чем-то ругательным, а такого быть не должно. Когда есть понимание, для кого мы работаем, трудиться проще.

— Считается, что должность министра культуры в Новосибирске — расстрельная. С одной стороны — православные активисты, с другой — прогрессивная общественность. Тут будто между молотом и наковальней.

— Я понимаю, что от меня многое зависит. Пришел на эту должность с целью наладить диалог с областью, выстроить культурные связи между регионами. Уверен, что сегодня в современном мире важно уметь договариваться. Сейчас мы решаем вопрос о взаимодействии между Министерством культуры, образования, социального развития, департамента спорта. А как обстоят дела в районах? Один человек отвечает за культуру, спорт и молодежную политику. Нагрузка большая. Только объединив усилия, мы сможем что-то решать. Я считаю, что строительную программу в регионе надо менять — переходить к модульному строительству на объектах культуры. Сегодня не нужны огромные дворцы, они должны быть удобными и комфортабельными. Например, в Новосибирском сельском районе работает замечательная модульная библиотека. Да, не памятник архитектуры, но хорошо работает. Мы же временами вкладываем огромные деньги в ремонт Домов культуры, которые нерентабельны. Стоят двухэтажные дворцы в поселениях с населением меньше тысячи человек, туда толком никто и не ходит. Если взять Тюменскую область, Пермский край, то они давно перешли на модульное строительство. Объект стоит 18 миллионов — Дом культуры на 100 мест. Это хорошее здание с гарантией на 50 лет. Правда, там средства вкладывает одна сырьевая компания. Надеемся, что в Новосибирской области удастся реализовать подобный проект со временем. Сейчас думаем, как это можно сделать.

ПРО РАЙОНЫ, НОВАТ И КОНФЛИКТ

— Что уже удалось реализовать? Времени прошло совсем немного, однако какая-то программа велась все это время. Вас сложно застать на месте, вы постоянно заняты в районах региона.

— Сейчас мы закупили новое оборудование в сельские кинотеатры. На Тогучинский район были выделены средства. У них уже было здание, кресла и экран. Мы поставили звук, свет и кинообрудование. В следующем году мы попытаемся сделать программу по модульному строительству. Пусть будем строить один-два объекта, но будем. Еще одна проблема — это детские школы искусств, которые сейчас делят помещения с учебными заведениями. В Чулыме, например, детская школа искусств вообще утонула. Подобные проблемы во многих районах. Также есть ряд городских районов, где дети вынуждены заниматься в ненадлежащих условиях. Так, в Академгородке школа совмещает в себе учебные функции, а еще дополнительное образование. Постепенно нагрузка на школьников увеличивается, школу искусств вытесняют.

— Понятно, что всем мил не будешь. Как удается решать конфликты, или пока споров не возникало?

— Прежде всего, я — человек неконфликтный, но понятно, что для всех хорошим не будешь. Уверен, что надо стараться, разговаривать, находить точки соприкосновения, искать выходы с тем же театром оперы и балета Новосибирска. Очень много негативных отзывов. Говорят: плохо. А что плохо-то? У меня и с Мездричем были замечательные отношения, и с Владимиром Абрамовичем неплохие. В регион человек принес 140 миллионов рублей, сделал ремонт. Можно говорить о разных взглядах: нравится, не нравится… Но театр ремонтируют. Это уже хорошо. Был недавно на опере «Турандот». Кресла — отличные, в туалетную комнату нестрашно заходить. Вид с высокого партера замечательный. Раньше этого не было. Мне кажется, что мы разучились разговаривать. Мы даже на общественных слушаниях видим только две точки зрения: правая и левая, а позицию посередине мы упускаем. Это в корне неверно. Выход есть всегда, надо просто уметь договариваться.

— Как удается налаживать связи между регионами? Знаем, что подобная работа сейчас ведется.

— Между собой сибирские регионы практически не общались. Первое, что я сделал на новой должности — позвонил председателю координационного совета республики Хакасия и сказал: давайте все возрождать, пробовать собирать наш совет, который был, и проводить совместные мероприятия. Есть опыт у всех регионов. Зачем изобретать велосипед, когда у соседа рядом уже есть? Например, все та же Хакасия… Мы много говорим о туризме. Хакасия стала первым регионом, где начали успешно воплощать культурный туризм. Уверен, что мы мало работаем с Москвой. Очень хочу встретиться с министром культуры Владимиром Мединским и пообщаться на тему связей. Ни для кого не секрет, что денег нам не хватает. В ряде вопросов мы пока проигрываем сибирским регионам. Например, Омск и Томск получили средства на развитие многофункционального центра, а мы нет. Все зависит от нашей активности, позиционирования себя на федеральном уровне. Сегодня мы получаем три гранта. Деньги небольшие, но они пойдут на достройку Дома культуры в селе Ордынское, на поощрение лучших работников культуры, на покупку инструментов. Для поселенческого ДК 100 тысяч рублей — хорошие деньги.

— Дома культуры — это сегодня востребовано? Люди туда идут, или они зачастую пустуют?

— Вот, кстати, библиотеки. Бытует мнение, что люди туда не ходят. Когда я приезжаю в районы, то в библиотеки реально ходят до 70-80% населения. Сегодня и в Домах культуры время расписано. Временами им даже не хватает площадей. Сейчас вот мы намерены возобновить хоровое движение. У нас большое количество хоров. Запустим фестиваль, отправим два хора в Москву. Развиваем театр кукол. У каждого театра есть госзадание по количеству спектаклей, которые они должны провести в области. Конечно, я лукавлю, говоря, что везде все хорошо. Был недавно в одном районе. В поселении два Дома культуры. Один полуразваленный, а там жизнь ключом бьет. Его возглавила молодая девушка, глаза горят: с детьми организует занятия, развивает различные направления. В другом — отреставрированный дворец, в котором абсолютная тишина. Начальник Дома культуры приходит на работу и уходит в положенное время. Сейчас ее поменяли, и снова все заработало. Есть кадровая проблема. В Куйбышевском районе, например, танцы преподают две девочки: одна — десятиклассница, другая еще не закончила колледж. Чему они могут научить? Сам занимался танцами и знаю, если ноги правильно не поставить — то все, ничего не получится. Но сейчас обе получили образование, отчитались. Конечно, бытует мнение о мизерных зарплатах в сфере культуры. Они не мизерные, согласно дорожной карте, и могут конкурировать с зарплатами сельхозработников. Просто сотрудникам сферы культуры предлагают ставку не целиком, а только небольшую часть, поэтому зарабатывают они немного.

ПРО МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ СВЯЗИ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПИАР И ВАН ГОГА

— Отдельная тема, которую хотелось бы затронуть — это сложнейшая национальная сфера. Сейчас мы перестраиваем Дом национальных культур. Там уже создана программа. Уверен, что люди, которые приезжают к нам, должны знать наш язык, нашу культуру, поскольку они приехали к нам. В Доме культуры мы как раз этому учим. Организуем праздники, в которых участвуют все народы. Если это Сабантуй, то приходят и русские, и молдаване, и белорусы и тюркские народы. Кстати, Кехман отдал нам в этот Дом безвозмездно 300 кресел. Благодарны ему за это. Сегодня в Новосибирске уже три года работает Русско-Азербайджанский Дом Майиса Мамедова. Мы с ними давно дружим. Обратите внимание, какое первое слово в названии? Дом Русско-Азербайджанский. Там работают замечательные молодые ребята, а в женском клубе собраны все национальности. Очень здорово.

— За последние полгода в жизни России произошло сразу два выдающихся явления: выставка Серова, на которой побывал в Москве президент и выставка «Ван Гог. Ожившие полотна». Про Ван Гога еще поговорим. И вот на Серова россияне пошли уже после того, как на выставке побывал Владимир Путин. Не создается у Вас впечатление, что политика прочно обосновалась в культуре и влияет на вкус конечного потребителя? Как Вы оцениваете такой политический PR? Он нужен?

— Уверен, что да. Да и москвичей в очереди на Серова стояло мало. В основном все приезжие. А то, что выставку посетил президент — хорошо. Думаю, что наши руководители должны обязательно ходить в театры, на концерты и на выставки. Своим примером показывать, что нужно идти. Вспоминаю Лихачева, когда он руководил Томской областью. Он всегда покупал билеты на все премьеры, правительство также покупало билеты. Политики и чиновники ходили на все спектакли. Мы должны воспитывать молодежь личным примером.

— И все-таки вернемся к выставке «Ван Гог. Ожившие полотна», которая снова стала популярной после хита Шнурова. Там нет картин, есть только перфоманс. Есть ли место в культуре подобным проектам?

— Хорошая выставка, неплохой перфоманс. Туда непременно пойдет молодежь. Главное — не допустить перегибов информации. Тут достаточно вспомнить постановку «Борис Годунов» в оперном театре. По-разному ее оценивают: кому-то нравится концертная постановка, кому-то нет. Я же считаю, хорошо, что дети, например, узнали, кто такой Борис Годунов. Там тоже был перфоманс. Вы поймите: перфоманс перфомансу рознь. Картин, представленных на выставке Ван Гога, мало, информации тоже немного, но это привлекает людей. А молодежь сегодня надо привлекать! Вот недавно мы проводили фестиваль керамики. Отлично понимали, что просто на выставку люди не придут. Что мы сделали? Битву гончаров организовали, делали поделки, проводили встречи с интересными людьми. У нас не было свободных мест на открытии и закрытии.

— 2016 год — год российского кино. Есть ли сегодня программа празднования?

— Мы открываем год российского кино в «Победе». Планируем неделю социального кино, а также бесплатного. Привезем фильм про Карелина, непременно покажем. Обязательно пригласим новосибирских кинематографистов. Также в планах оборудовать залы «Синема» для инвалидов. Хотим показать нашу хронику в районах. Вот, например, в Коченево мы показали местную хронику. Люди выходили с огромными глазами, потому что увидели своих родителей, прародителей. Подарили картину им же про подводную лодку «Новосибирск». Сейчас разговариваем с «Роскино» по поводу картин. Нам нужно возвращать любовь к российскому кинематографу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру