— Главная особенность этого года в том, что мы прицельно работали по проблемам, от которых у людей за много лет накопилось недовольство и усталость. Опираясь на широкую поддержку горожан, мы не пасовали перед вызовами, и несмотря на замедление темпов развития экономики, ряд проблем решили окончательно. Главное, что удалось, мы сделали реальные и действительно нужные шаги к тому, чтобы Новосибирск стал городом для людей, где развивают социальную и коммунальную инфраструктуру, городом не только для работы, но и для жизни, — заявил Анатолий Локоть.
Первое, на чем заострил внимание мэр, на решительном изменении градостроительной политики, где не будет места безосновательной точечной застройке, а схемы выделения участков под застройку станут ясными и прозрачными для всех жителей города. Для обеспечения этих требований разработаны новые правила землепользования и застройки. Новосибирцы одобрили эти правила на публичных слушаниях, во время которых поступило 244 предложения, большинство из них были учтены при утверждении данного нормативного акта. При этом будет регламентировано количество парковочных мест, детских площадок, элементов для отдыха и озеленения. Теперь перед мэрией стоит задача дифференцировать нормативы по плотности застройки.
По словам мэра, в течение года развивался детский и семейный отдых. В этом году силами мэрии и депутатского корпуса установлено около 300 новых детских площадок. Идет работа по созданию единой программы развития городских парков и скверов, с февраля по июнь независимые эксперты и специалисты мэрии провели детальный аудит всех 28 зеленых зон общегородского значения, также на муниципальном портале были проведены опросы жителей; результаты аудита сейчас систематизируются, разрабатываются паспорта развития каждого парка и сквера. В дальнейшем отдельно будет представлен план реконструкции Центрального парка города и проект развития набережной правого берега Оби.
— В этом году в сфере городского хозяйства решались задачи более масштабные, чем годом раньше. Выполненные объемы капитального ремонта домов, модернизации лифтового хозяйства, ремонта теплосетей иногда в разы превышали то, что делалось в прошлые годы. Даже на фоне других сибирских городов мы взяли на себя значительные обязательства по ремонту, — рассказал мэр города.
Действительно, за 2015 год отремонтировано в десятки раз больше зданий, чем в прошлые годы, — 275 многоквартирных домов, где капитальный ремонт полностью завершен, а в 142 ремонтные работы находятся на заключительном этапе. При этом, по словам градоначальника, масштабы ремонта в ближайшие годы должны наращиваться.
Одновременно с капитальным ремонтом домов завершается десятилетняя программа модернизации лифтов. Начиная с 2005 года в городе обновлено около 4,5 тысячи лифтов. Только в текущем году отремонтировано 504 лифта на сумму 650 млн рублей. С 2016 года ремонт и замена состарившегося лифтового хозяйства будет производиться только за счет средств региональной программы капитального ремонта. На будущий год запланирован ремонт 139 лифтов в 32 домах.
В межотопительный период отремонтировано в два раза больше теплотрасс, чем в предыдущем году, общая их длина составила более 100 километров. При этом возросло качество ремонтных работ, а следовательно, и надежность подвергшихся реконструкции магистралей. На подготовку городского хозяйства к зиме было направлено около 2 млрд рублей.
В качестве организационных мер по улучшению работы управляющих компаний усилен контроль за их деятельностью. Системные и внеплановые проверки по обращению граждан побудили УК оперативнее устранять нарушения. Этому способствует установленная с 2014 года административная ответственность за невыполненные в срок предписания. За год управляющие организации за выявленные недочеты в работе оштрафованы более чем на 10 млн рублей.
Отдельно мэр остановился на полном и окончательном решении застарелой городской проблемы — ликвидации Гусинобродского вещевого рынка, именуемого в народе барахолкой, и комплексного решения по переводу предпринимателей на цивилизованные торговые площадки.
— Процесс ликвидации незаконной уличной торговли проходил не гладко, но в итоге мы смогли преодолеть эту многолетнюю проблему. Исполнен федеральный закон о запрете нецивилизованного формата торговли, территория ярмарки зарезервирована под муниципальные нужды. Значительная часть бывших арендаторов перешла в торговые центры и комплексы, расположенные в районе Гусинобродского шоссе и Северного объезда. Принят комплекс социальных мер в поддержку бывших арендаторов барахолки, — сказал Анатолий Локоть.
В ходе пресс-конференции отдельным блоком стояли вопросы выполнения социальных программ, которые всегда на повестке дня.
Отчасти это происходит потому, что в Новосибирске идет стабильный прирост населения. Как пояснил мэр Анатолий Локоть, несмотря на кризис, город досрочно выполнил указы президента в части обеспечения детей местами в детских садах. Только за текущий год введены 15 новых детских садов, созданы 3 680 новых мест, в том числе 140 мест за счет дополнительных групп. Это позволило обеспечить путевками в детский сад практически всех детей с 3-х до 7-ми лет. При этом средняя стоимость создания одного места в детском саду в Новосибирске на 10-15% меньше, чем в других крупных городах, таких как Красноярск и Екатеринбург.
Стоит задача к 2018 году закрыть все детские дома, детей-сирот не должно быть, дети должны жить в семьях.
— Мы не просто перепрофилируем детские дома, мы развиваем семейные формы устройства детей-сирот. Опыт Новосибирска показателен. В этом году 390 детей-сирот обрели новую семью, а на базе четырех бывших детских домов созданы муниципальные центры содействия семейному устройству детей, оказывающих бесплатную поддержку замещающим семьям, — пояснил градоначальник.
Оперативное решение проблемы детских садов повлекло за собой необходимость строительства новых школ и реконструкции уже имеющихся.
— Новое генеральное направление будущего года — строительство и реконструкция школ, — заявил мэр Новосибирска. — После визита министра образования РФ Дмитрия Ливанова мы надеемся, что регион уже в 2016 году сможет попасть в федеральную программу, рассчитанную до 2025 года. За счет федеральных субсидий мы начнем обеспечивать город новыми местами для школьников, список из 36 необходимых объектов уже подготовлен для предоставления в программу.
Большое внимание уделяется созданию в городе безбарьерной среды. Новосибирск стал одним из первых муниципалитетов, разработавших «дорожную карту» муниципальной программы по доступной среде. В создании безбарьерной среды нуждаются около 200 тысяч новосибирцев. Это не только люди с ограниченными возможностями, но и родители с маленькими детьми в колясках. По словам мэра, предстоит многое сделать, чтобы изменить не только инфраструктуру города, но и отношение к людям с особыми потребностями.
В числе острых социальных вопросов — расселение ветхого и аварийного жилья. До конца 2015 года по трем действующим программам будут расселены 45 аварийных многоквартирных домов, это 740 семей. В текущем году на эти цели потрачено 702,4 млн рублей. Однако на темпы расселения в этом году повлияли объективные экономические факторы, в том числе сокращение средств из областного и городского бюджетов; трудности инвесторов, привлекаемых к развитию застроенных территорий; затягивание сроков со стороны застройщиков. В будущем году расселение ветхого и аварийного жилья будет продолжено.
Рост числа городского населения объективно влечет за собой решение дорожно-транспортных проблем. 2015 год стал годом введения в эксплуатацию нового участка автодороги по улице Объединения, развязки на улице Петухова, участка первой очереди реконструкции Мочищенского шоссе.
В этом году, несмотря на сложности, в городе отремонтировано более одного миллиона кв. м дорог, это на 100 тыс. кв. м больше, чем в прошлом.
На 24 улицах Новосибирска действуют выделенные полосы для общественного транспорта, в этом году создали такую полосу на улице Восход. Одной из главных целей остается и будет оставаться — развитие общественного транспорта. Существенно обновлен трамвайный и автобусный парки: приобретено 12 экологичных газомоторных автобусов; закуплено 5 трамваев, еще 13 вагонов капитально отремонтировано.
Приоритетным направлением для отрасли является развитие трамвайного сообщения. В текущем году реконструирован трамвайный узел на улице Вертковской в сторону метро «Площадь Маркса», приступили к строительству трамвайной линии по улице Титова. Улучшение трамвайных путей сказалось на качестве работы рельсового транспорта — количество сходов вагонов уменьшилось почти на четверть.
Говоря о приоритетах развития города на 2016 год, мэр обратил внимание на напряженность бюджета, в основу которого заложен консервативный сценарий развития экономики. Доходы на 2016 год запланированы в объеме 33 млрд 822 млн рублей, что ниже уровня 2015 года на 6%.
— В этих тяжелых условиях одна из стратегических задач — сохранить размер дефицита бюджета на экономически безопасном уровне. Ведь для софинансирования федеральных программ могут потребоваться дополнительные средства. Мы не сможем сразу кардинально изменить ситуацию в сферах, которые требуют крупных вложений. Несмотря на это, мы будем продолжать реализацию глубоких изменений, основу для которых заложили в текущем году. Наша программа — решать те задачи, которые действительно нужны горожанам, — сказал мэр Анатолий Локоть.