Почему украинские беженцы не могут получить гражданство в Новосибирске?

Семь семей беженцев из Донбасса не могут получить российского гражданства

Уже два года Новосибирская область принимает беженцев из Украины. За этот период в столицу Сибири переехали 5,5 тысяч человек. Кто-то пожил, переболел мегаполисом и решил вернуться в спокойную военную жизнь, кто-то прижился, влюбился в город и остался.

Семь семей беженцев из Донбасса не могут получить российского гражданства
Надежда со старшей дочерью и сыном.

Продлять положение беженца можно вплоть до окончания конфликта. Впрочем, часть украинцев уже считают себя сибиряками и мечтают получить российское гражданство, только сделать это удается далеко не всегда. Корреспондент «МК в Новосибирске» пыталась выяснить, почем сегодня фунт лиха?

***

Однажды один из журналистов «МК в Новосибирске» спустился в метрополитен, где из вежливости уступил место рыжеволосой барышне с маленьким ребенком и тяжелыми сумками. Разговорились. Оказалось, пассажирка — беженка из Донецка. Так мы и познакомились… в дороге. А потом выяснилось, что половину жизни они в пути. Ее зовут Надежда. У нее рыжие волосы, задорная улыбка и монументальная уверенность в себе. Своему имени нужно соответствовать и верить в лучшее! Если не все хорошо, то значит, еще не конец! Значит будем бороться!

УВИДЕТЬ СИБИРЬ… И ВЛЮБИТЬСЯ!

В Новосибирск семья Надежды Соловьевой приехала летом. Главный вокзал встретил шестилетнего сына, пятнадцатилетнюю красавицу дочь, гражданского мужа и саму беременную на 9 месяце Надежду. Семья вышла, вздохнула и решила: мы дома.

— Нас пугали, говорили, что Сибирь — это тяжелые зимы. И куда вы едете? На выбор нам предложили остаться в одном из городов центральной России или перебраться в Новосибирск. Мы не задумывались, переехали и не пожалели. В город сразу влюбились, ходили, открыв рты. Особенно старшей дочери мегаполис понравился. Мы таких больших городов раньше и не видели, — рассказывает Надежда.

Семья бежала от гражданской войны в Донецке в полном составе сразу после того, как супругу Надежды Александру зачастили «приглашения в нацгвардию». Молодого человека ждали окопы, «вражеские пули» и сражения, правда, непонятно с кем, за что и главное зачем необходимо было сражаться. Задавать вопросы было некогда. Деятельная Надежда упаковала чемоданы, схватила мужа и отправилась с ним в Крым, куда позже перевезла детей.

— Мы около года проработали в одном из магазинов полуострова. А потом нас очень попросили уволиться, начался кризис. И пришлось возвращаться в Донецк. Приехали на вокзал и трое суток провели в поезде. Нас никто не выпускал: проверяли, вдруг мы шпионы. Я с животом, дочь, сын и муж. Мы, конечно, очень похожи были на бывалых вояк, как будто только что из окопа, — смеется Надежда.

Дома семья быстро поняла, что им здесь просто нет места. Повестки продолжили сыпаться на почту Александра, оставалось одно — бежать. Сначала в Ростов… потом… куда предложат.

— Трое суток в поезде, конечно, дались тяжеловато, но мы всегда держались «молодцом», подбадривали друг друга! Приехали, нас приняли и разместили в хостеле. Сейчас там и живем. Хочется сказать большое спасибо администрации хостела и лично Маилу Галид Оглы Гезалову. Он сильно помог нам и устроиться, и обжиться и всегда в положение наше входит. В Новосибирске у меня родилась еще одна доченька. И теперь это уже родной город, — рассказывает Надежда.

Возвращаться обратно семья не планирует. Их дома больше нет, а родители давно переехали к дальним родственникам. Последние сообщения из той, другой жизни — военные сводки. Подъезд разбомбили, там осталось всего три квартиры. Потом пришли мародеры… В некогда уютном доме больше ничего нет, даже стен. Остались одни воспоминания.

ЖИЗНЬ КОММУНОЙ

Хостел небольшой, но чистенький. Еду привозят три раза в день. Все как полагается, война войной, а обед — по расписанию. Необходимые вещи можно получить в пункте гуманитарной помощи. В первое время вынужденным переселенцам активно помогали новосибирцы, потом страсти несколько улеглись. Желание помочь сегодня нередко сменяется гневным «понаехали к нам» и «совсем обнаглели». Такое отношение Надежде понятно.

— Просто есть люди, которые приезжают с позицией: нам все должны. Когда вы приходите в чужой дом со своими требованиями, это всегда вызывает недовольство жильцов. Конечно, у нас есть и такие граждане. Они есть у каждого народа. Понимаю, что про нас уже легенды слагают, но сделать ничего не могу. В хостеле бывают всякие люди. Уверена, что хороших людей всегда больше, — улыбается Надежда.

В комнате помимо семьи Надежды (пяти человек) живут еще трое. Комната небольшая, но детский манеж для новорожденной сибирячки поставить можно. И это уже хорошо. Живут все вместе: и мужчины, и женщины.

— Конечно, сложности есть. Моей старшей дочери 15 лет. Начинается утро и беготня: где переодеться, где решить различные проблемы. У нас маленький ребенок, который шумит, не дает покоя. Разумеется, это раздражает. Но мы стараемся находить компромиссы, — рассказывает Надежда.

В планах переезд из хостела на съемную квартиру. Правда, пока это не представляется возможным. Официально трудоустроен только Александр на заводе. Надежда по вечерам моет полы. Ее старшая дочь старается подрабатывать неофициально — официанткой. Нередко получается так, что зарплату не отдают: вы же не оформлены на бумаге! А дальше начинается занимательная арифметика: на пять человек суммарный доход составляет в районе 30 тысяч рублей. А арендовать квартиру в Новосибирске можно от 20 тысяч рублей без оплаты коммунальных услуг. Выжить впятером на оставшиеся 10 тысяч в мегаполисе с маленькими детьми — невозможно.

— Мы все стараемся работать, но в сложившейся ситуации это непросто. Бытует мнение, что места в школах и детских садах преимущественно отдают беженцам из Украины. Это не так. Мою старшую дочь мы устроили в вечернюю школу. Аттестат об окончании девятого класса остался в Крыму, высылать документы нам отказались. Было два варианта: либо заново отучиться в девятом классе, либо пойти в вечернюю школу. Мы пошли по пути наименьшего сопротивления. Сын в детский сад так и не устроен, но ему уже скоро в школу. Правда, новорожденную дочку уже поставили в очередь. Мы 3083-е! Возможно, потому, что она родилась в Новосибирске, — говорит Надежда.

КАК СТАТЬ ГРАЖДАНИНОМ РОССИИ И ПИСЬМА К ПРЕЗИДЕНТУ

Грезы о гражданстве России начались еще в скором поезде в Новосибирск. Уже тогда, в раскачивающемся из стороны в сторону сером вагончике, было понятно: пути в ридну Украину не будет. Точка. Приехав в столицу Сибири, начались проблемы.

— Мы действительно хотим получить российское гражданство. Единственная программа, по которой мы можем это сделать — «Программа переселения соотечественников», но тут возникают проблемы. Дело в том, что согласно программе, чтобы получить гражданство, нужно либо быть официально замужем, либо обоим трудоустроенным. Но мы не расписаны. А на работу меня не устраивают из-за маленького ребенка, — рассказывает Надежда.

Первым делом гражданская семья Соловьевых попыталась оформить отношения. И снова возникли проблемы. В новосибирских загсах им объяснили, что необходима справка с печатью консула о том, что в браке на Украине никто из супругов не состоял. А дальше как в сказке: три дня и три ночи штурмовали они консульство, а когда добились приема, то выяснилось, что необходимо заплатить — 4 тысячи 200 рублей. Ни на какие уступки очень занятая дама (попасть к консулу беженцы могут только три дня в неделю) принципиально не шла. Работает она, по словам Надежды, по 1,5 часа в день. Общаться с соотечественниками, скажем сразу, не очень любит.

— Нас встретили словами: а что вы сюда приехали? Возвращайтесь обратно, у вас все хорошо! Я ей и сказала: а вы почему здесь? Наверное, свою семью тоже сюда перевезли. Нападки прекратились, но с нас стали требовать деньги за справку, точнее просто за печать. В нынешних условиях мы просто не можем себе позволить такие траты. Не указ консулу и просьбы новосибирских чиновников. Она их просто игнорирует, а без справки нас не расписывают, — рассказывает Надежда.

Попросила консула, чтобы их расписали. Оказалось, что и эта услуга платная. Правда, стоит она уже 10,4 тысяч рублей (по 5,175 тысяч на человека). Вот и получается замкнутый круг. Семья Надежды — не единственная с такой проблемой. Только в хостеле мы насчитали 7 подобных семей. Темой заинтересовались и в социальных сетях. Как быть в такой ситуации, непонятно. Надежда за помощью обратилась к президенту — написала ему письмо и ждет ответа. В любом случае, должно пройти время. Изменения в государственные программы в России вносят очень медленно, а консул… консул отказывается входить в положение многодетной семьи и доверительно поясняет: зарплату ей не платят с января.

***

В России за регистрацию брака также взимают налог, но небольшой. Поскольку препятствовать любви бюрократия не должна. А вот развестись стоит дороже, но это другая история. И законы в семейно-гражданском кодексе распространяются только на граждан РФ. Все остальные остаются за бортом!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 28 октября 2015

Заголовок в газете: Почем фунт лиха?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру