Наталья Копаева: «У государства заказ на получение качественного образования»

4 октября Новосибирск вместе со всей Россией отметит День учителя

В Новосибирске сегодня 510 образовательных учреждений. Ежегодно городская система образования прирастает дополнительными учреждениями. Строят новые школы и детские сады, решают вопросы с получением дополнительного образования. Все это находится в ведомстве главного управления образования мэрии Натальи Копаевой. В преддверии профессионального праздника журналист «МК в Новосибирске» побывала у нее в гостях.

4 октября Новосибирск вместе со всей Россией отметит День учителя

На столе в кабинете начальника главного управления образования мэрии Натальи Копаевой — ваза с цветами и кукла улыбающегося учителя, очень похожая на саму чиновницу. 40-сантиметровая статуэтка — символ образцового педагога: улыбка, искрящиеся добротой глаза, собранные в пучок волосы. Кажется, что кукла живая. Сама Наталья Копаева встречает журналистов так же, как и ее уменьшенная копия — с улыбкой на лице. Дел много, но поговорить об образовании и любимом ведомстве — всегда пожалуйста.

— У Вас такая прекрасная кукла стоит, очень похожая на Вас. Кто Вам подарил такое чудо?

— Я собираю кукол, делаю это давно. Привожу такие сувениры из поездок в разные страны. У меня уже целая коллекция. Уверена, что кукла — живой организм. У каждой — свое настроение и, конечно, похожи они на людей. Говорят, что эта кукла похожа на меня. Видимо, произвожу впечатление доброй учительницы. Согласитесь, что такое чиновник? Одно слово ассоциируется с человеком строгим, бездушным, неэмоциональным. В управлении образования таких людей нет. В нашей сфере могут работать только очень талантливые и душевные люди, бывшие педагоги. Вот и куклу мне подарили воспитатели детского сада № 262. Они сделали мне такой сюрприз год назад.

— Вы с такой нежностью говорите об учителях… Возникает вопрос, а какой он сегодня, современный учитель? Раньше это был человек, который вел ребенка к знаниям. А сегодня? Что изменилось?

— В дореволюционных школах педагог был образцом интеллигентности. Его труд называли служением. И сегодня преподаватель служит в этой профессии. Современный учитель — человек, который ведет ребенка за руку по стране знаний. Сегодня в отрасли образования Новосибирской области работают 34 тысячи человек. Непосредственно учителей, которые ведут уроки в школе, у нас 9,5 тысяч. Значительные изменения произошли в информационных технологиях в школе. Учителю пришлось соответствовать времени, учиться, осваивать их. Сегодня, помимо базы знаний, для педагога не должно составлять проблемы воспользоваться электронной литературой, заполнить электронный дневник или обозначить тему урока, например, на мультимедийной доске. Но как и прежде дети тянутся к педагогам-личностям, с которыми интересно, от которых можно почерпнуть знания. Кстати, и ученики, и их родители в учителях ценят — доброту.

— Помимо учителей изменился и сам ученик. Какие к нему требования? Какой он, современный школьник?

— Дети по-прежнему прекрасны. Они как были детьми, так ими и остались. Скорее, изменились воспитательные процессы, изменились сами родители. Говорят, что если хотите воспитать ребенка, то начните с себя. Считаю, что это правильно. Сегодня государство дало запрос на качественное образование. И мы его стараемся соблюдать. Система образования — живой организм. Сегодня он направлен на создание дополнительных условий, на поиск «золотой середины» в современных условиях, когда пытаются растить и воспитывать лидеров. Мы стремимся к системе непрерывного образования. Ребенок сначала идет в детский сад, потом поступает в школу, затем старается поступить в колледж либо в институт. Если раньше ребенок мог и не получать дошкольное образование, то сегодня его приравняли к первой ступени общего образования. Так что мы можем говорить о системе непрерывного образования. Сегодня в образовательном процессе Новосибирска участвуют 677 образовательных учреждений. У нас построены образовательные комплексы, объединяющие дошкольное, начальное, среднее и дополнительное образования. То есть ребенок может не выходить из школы, а получить необходимое образование в учебном заведении. Модели разные. Основа была заложена еще в 90-х. Тогда в Новосибирске появились первые гимназии и лицеи. Тогда же в Новосибирске появился Сибирский кадетский корпус. Это и сегодня образец сильной системы гражданско-патриотического воспитания. Там действительно воспитывают детей мужественных, героических и волевых. На базе корпуса работает патриотический клуб «Поиск». Это наша гордость! Именно в Сибири началось движение «поисковиков», которое распространилось по всей России. Дети восстанавливают воинские захоронения, имена погибших, ищут останки солдат. Вот эта связь поколений очень важна, это наша память, наше прошлое. У нас в это же время появляется Аэрокосмический лицей. Модель задумывалась еще в советские времена. В лицее учатся одаренные дети, которые выбрали технические специальности. На базе школы образована система сборов — это когда дети погружаются в основной предмет. В лицее изучают робототехнику.

— Вы, наверное, назовете сейчас школу «Гармония»…

— Конечно, «Гармония». Это адаптированная школа, где сегодня реализуются разно­образные модели. Учреждение любимо учителями, учениками и родителями, во многом благодаря директору школы Сергею Бегунову. Он возглавляет также совет директоров. К нему особое отношение в системе образования. Сергею Ивановичу удалось создать авторскую школу для детей с различными направлениями, чтобы ученик мог развиваться разносторонне.

— Раньше считалось, что школа готовит ребенка к жизни. В запросе что-то изменилось? Или нет?

— Как и прежде школа готовит ребенка к жизни. В этом отношении ничего не изменилось. Все, что закладывается в школе, обязательно пригодиться в жизни. Это и разнообразные коммуникации, и умение общаться, умение быть признанным в социуме. Сейчас — время быть лидером. И многие детки без лидерских качеств могут уйти в жизнь виртуальную и потеряться там. Важно этого не допустить. Раньше было проще: было больше коллективных форм работы — октябрята, пионеры, комсомольцы. Сегодня мы стараемся развивать школьное самоуправление, но чувство индивидуализма преобладает над чувством коллективизма. Наша задача доказать ребенку, что школа — это основа для успешной жизни. И говорить, что школа ничего не дает — неправильно. Сравните того малыша, которого родители приводят за руку в первый класс. Он еще толком ничего не умеет: ни читать, ни писать. И какой путь он проделывает за 11 лет обучения!

— Сегодня школы оснащаются современными системами, гаджетами. Еще несколько лет назад прорывом считалась мультимедийная доска. Какие сегодня новые технологии в школах? Как оснащается база учебных заведений Новосибирска?

— Да, у нас сделан значительный прорыв в области внедрения информационных технологий. Это мультимедийные доски, электронные учебники, дневники и не только. В 90-х мы столкнулись с тем, что в школьных лабораториях закончились реактивы. Нельзя было ставить опыты. В кабинетах физики вышли из строя все аппараты. За последние 7 лет нам удалось оснастить школы всем необходимым, в том числе и учебными пособиями. В итоге сегодня во многом упор сделан на исследовательскую деятельность. У нас много интерактивных моделей, которые применяются в образовании. Вот и пришлось педагогам перестроиться и освоить новые технологии.

— Относительно недавно изменились образовательные стандарты. Пришлось перестраиваться и учителям, и ученикам. Давайте поговорим о них… Нас так долго пугали ими, это действительно страшно?

— Страшного ничего в этом нет. Стандарты менялись всегда. В 1998 году в стандартах появилась графа: общественно-полезный труд. И были уроки, посвященные уборке школьных территорий. Сейчас в стандартах усилили воспитательный компонент. Ученик должен развиваться по всем направлениям: художественно-эстетическом, патриотическом, трудовом. Разумеется, обновляются и учебники, и сами технологии. К переходу на новые стандарты мы готовы. У нас обучились учителя начального звена, а также пятых классов. Отдельные школьные классы уже апробировали новые учебно-методические комплексы. У нас стандарты уже введены в шестых, седьмых, восьмых классах. Серьезный упор сделан на учителей. Ребенок должен проводить больше времени в школе: учиться, посещать кружки и секции. Новые стандарты — это не страшно. Просто у нас в стране так принято: в штыки воспринимать все нововведения.

— Сегодня все школы пытаются перевести на одну смену обучения — первую. Однако в Новосибирске пока что перевести учеников на утреннюю систему обучения не получается. С чем это связано? Когда удастся все же перейти на односменную работу учебных заведений?

— Действительно, такое распоряжение есть. Однако сегодня система образования не успевает за городской инфраструктурой. Сегодня в Новосибирске 211 школ, при этом 144 из них вынуждены учиться в 2 смены. У нас серьезные планы по развитию микрорайонов и школ. С 2011 года мы построили 49 детских садов. В этом году планируем еще 15. Серьезные планы по развитию микрорайонов и школ в них. Мы делаем все, чтобы разгрузить вторую смену: пересматриваем расписание, перераспределяем кабинеты. Но надо понимать, что у нас постоянно увеличивается количество учеников. Во многом за счет миграционных процессов: родители покупают квартиры в Новосибирске, переезжают работать сюда. В этом году количество школьников приросло на 8680 человек, это увеличение на 258 классов. Поэтому прогнозировать, когда это произойдет — сложно.

— И еще раз о ЕГЭ... Насколько это испытание необходимо? Будет ли у него будущее?

— Вопроса «быть ЕГЭ или не быть» уж не стоит. Во всем мире ЕГЭ существует уже более 100 лет в различных формах. Это мы немножко отстали. Кстати, Новосибирск включился в ЕГЭ в 2002 году. Конечно, тогда возникали вопросы по заполнению бланков, по тому, как дети будут сдавать испытания в незнакомых школах, как доверить координацию учителям музыки и прочее. Сегодня таких вопросов больше не возникает. И если у меня что-то спрашивают относительно ЕГЭ, то это либо чиновники, либо журналисты. А педагоги уже к испытанию готовы. Конечно, в испытания внесут изменения, поскольку все меняется. Но опять же не стоит этого бояться. В 2002 году сопротивлялись проведению ЕГЭ во многом сами учителя, потому как новое, непонятное. Сегодня для детей это не проблема.

— И напоследок, впереди День учителя. Что можно пожелать современным педагогам?

— Я хочу пожелать учителям стремления к самосовершенствованию. Уверена, что учитель — это и есть сама жизнь. В самой профессии заложена любовь к детям, к предмету. Важно сохранить это чувство. Желаю учителям терпения и уверенности в завтрашнем дне, а также работать на качество образования и будущего наших детей.

Беседовала Ксения КНЯЖИНА.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру