К пикетчикам неожиданно присоединились «соколы Жириновского».
«Подкупили», — кричали участвующие в акции бабушки, но затем, удивленно хлопая глазами, замолкали.
Сине-желтые встали в один ряд с протестующими и констатировали: все дело в действующей районной власти, земельные дела плохи. Организаторы пикета решили обратиться с посланием к губернатору Новосибирской области Владимиру Городецкому, прокурору региона Владимиру Фалилееву и даже к духовенству. Поставили ультиматум: если через 3-5 дней ответа не последует, то придется снова выйти на митинг, только более масштабный.
— Мы хотим обратить внимание на срывы указов президента. Земельные участки изымаются под видом создания детских площадок и парковочных мест и передаются в неизвестные руки. Наш пикет — ответ на коррумпированный вызов обществу. Мы хотим обратить внимание, что указание губернатора саботируются местными органами самоуправления. Так, в регионе провален один из указов президента о наделении земельными участками многодетных семей и других льготников. У нас много обращений. Фактическая очередь на земельные участки достигает десятков тысяч человек, — сообщил организатор пикета, общественный деятель Владимир Кириллов.
Организаторы пикета громко обвиняли действующую районную власть, передавали «слово» селянам и подогревали эмоции, градус которых, к слову, зашкаливал.
Пришедшие сообщали о большом количестве обращений у митингующих, однако когда корреспонденты «МК в Новосибирске» попросили конкретизировать число обращений, то получили исчерпывающий ответ: «Их очень много» — развел руками представитель духовенства. Организаторы митинга потирали руки, передавали «слово» и напоминали: у их организации много заслуг. В частности, удалось предоставить бесплатные учебники. Бюджету это обошлось в 0,5 миллиардов рублей. За всеми разъяснениями Кириллов отправлял на сайт компромат.ру.
Один из участников пикета, житель села Ленинское Олег Шоркин, добавил и масла в котел страстей.
— У нас много фактов нарушения закона. Одна из форм махинаций с землей — она передается в аренду на три года. Все это время она пустует, после чего там ставят сарай, который регистрируется как объект недвижимости, а земля выкупается по кадастру. Еще одна форма — махинации с выделением земли льготникам. Могу привести пример: мы собирались организовать детскую площадку, однако выяснилось, что все земли распределены между родственниками чиновников. Хотя изначально земля была муниципальной, — отметил г-н Шоркин. Согласитесь, странно, почему, обладая знаниями о подобных фактах, гражданин Российской Федерации не сообщил о них в соответствующие органы? Может, все-таки фактов нет?
Собравшиеся пытались перекричать друг друга в попытках привлечь внимание к несправедливости и беззаконию. Неожиданно на площадке пикетирующих появился заместитель главы района Новосибирской области по земельному вопросу Николай Токарев.
— Более тысячи земельных участков были отданы льготным категориям граждан с 2012 года. Мы регулярно отвечали о причинах инвентаризации. Если требуется конкретика, сделайте запрос. Мы вам обязательно ответим, — объяснил чиновник.
— Вы собираетесь построить 20 кортов в Новосибирском районе?
— Конечно, нет. Речи об этом не шло. Земля может предоставляться под учреждения. И никто не говорил, что на районной земле будут одни стоянки. Мы действуем в рамках закона, — добавил г-н Токарев.
Примечательно, что сами протестующие на вопрос, о каких землях идет речь, конкретизировать свой запрос так и не смогли. Их задача была, скорее, привлекать внимание, чем разбираться. С этой задачей они справились на «отлично».
За разъяснениями, в чем суть конфликта, корреспонденты «МК в Новосибирске» обратились к оппонирующей стороне конфликта г-ну Токареву.
— Если бы я не знал эту историю с самого начала, то ничего не понял бы. Наша политика — камень преткновения многих групп и организаций. У многих желание что-то поменять. С середины 2013 года проходит инвентаризация земли района. Вся земля района — 290 тысяч гектаров. Здесь есть земли частной собственности после реорганизации колхозов, часть земли в федеральной и областной собственности, а часть в государственной — неразграниченная собственность. Ей до 1 марта 2015 года распоряжались районы, — объяснил Николай Токарев.
В 2013 году к власти пришел Борматов вместе со своей командой. Одной из задач новой действующей власти стало выведение из теневых механизмов земель в открытый доступ. Началась сложная процедура по постановке земли на кадастровый учет, внесение в кадастр сведений о всех свободных земельных участках, чтобы люди могли ею пользоваться. В 2014 году вышел федеральный закон 171-ФЗ, который внес изменения в земельное законодательство. В частности, были распределены полномочия в части распоряжения неразграниченной государственной собственностью.
— Тонкости закона таковы, что поставить участок земли на кадастровый учет можно только в рамках предоставления его кому-то. Чтобы земля осталась в публичной собственности, мы могли предоставлять землю учреждениям. В итоге, порядка 20 тысяч гектар были поставлены на учет. В рамках процедуры предоставления мы публиковали информацию о возможном предоставлении земли учреждениям. Как только пошли эти публикации, начались эти проблемы. Критики, порой не стесняясь в выражениях, заявляют, что землю своровали и увели. Никто не увел. Земля как была в публичной собственности, так и осталась. Мы ее также должны предоставлять согласно действующему законодательству. Сегодня это торги в большинстве случаев. Как только мы сделали публикации, появились недовольные, — рассказывает Николай Токарев.
Пикетчики обвиняли власти: землю увели, забрали. Власти пытались успокоить и объясняли: ничего подобного, все осталось в муниципальной собственности. Но как только сведениям о земле придали гласность и публичность, возникли проблемы.
— Как только это было сделано, появились недовольные. Сначала люди пытались договориться, затем действовали через суды, однако неизменно суд вставал на нашу сторону. У кого что забрали? 1040 участков за три года предоставили льготникам. Раньше приводили «своих» льготников, которым все предоставлялось. Сейчас все прозрачно. Сводный реестр очередников ведется правительством НСО в электронном виде, — напомнил заместитель главы Новосибирского района Николай Токарев.
Чем закончится битва за землю Новосибирского района — пока непонятно. Неясно даже, была ли битва, или все это лишь огульные обвинения от нежелания разбираться?
На пикете к Токареву подошла женщина.
— У меня многодетная семья, и мы остались без земли. Мы предоставили все необходимые документы, а власть нам отказала, сообщив, что свободной земли нет, — объясняла дама.
— Давайте, я посмотрю, у вас с собой документы? — парировал Токарев.
— С собой ничего нет, — отнекивалась дама.
— Давайте не митинговать, а разбираться. Жду вас в четверг в течение рабочего дня. Давайте еще раз проверим все документы и посмотрим вашу очередь, — объяснил Николай Токарев.
Современное земельное законодательство требует внимательного изучения. Разобраться во всех нюансах могут только специалисты. Возможно, сегодня важно именно понять и обсудить, а не кричать и обвинять.