Новосибирцы за ответственных руководителей

Новосибирск в свое время задал тон в работе по организации местного самоуправления. Наработки сибирских законотворцев по муниципальному управлению учитывались при разработке базовых документов для других субъектов федерации.

Новосибирцы за ответственных руководителей

Реформа местного самоуправления продолжается на протяжении двенадцати лет, и на современном этапе возникли новые запросы времени, на которые необходимо ответить более четкими формулировками по формированию муниципальных органов власти. На прошлой неделе в Законодательном собрании области по этому поводу прошли депутатские слушания.

Дело в том, что при формировании органов местного самоуправления была заложена одна из самых демократичных норм — прямые выборы глав муниципалитетов. Вопросы, и даже судебные разбирательства по результатам выборов возникали только в том случае, если были подозрения в нарушении избирательного законодательства. При этом случалось, что на руководящие посты всенародным голосованием были избраны люди, не отвечающие никаким критериям руководителя городом или поселением. В то же время, когда это обнаруживалось, то отзывать руководителя было уже поздно, механизм отзыва настолько несовершенен и громоздок, что, как говорится, назначить или избрать гораздо легче, чем уволить.

Может ли неподготовленный человек организовать все эти процессы управления муниципалитетом на должном уровне? Опыт городов Бердска и Оби, главы которых в связи с возбужденными в отношении их уголовными делами до конца срока так и не доработали, дает отрицательный ответ на этот вопрос. Не стоит забывать и о том, что до вынесения судами решений невозможно ни отстранить незадавшегося управленца от должности, ни эффективно вмешаться в непременно нарастающую неразбериху в органах местной власти. Подобные примеры неудачного вхождения во власть людей, поддержанных избирателями, но не обладающих необходимым управленческим опытом, а также элементарной порядочностью, можно найти и в других регионах страны. И таких примеров достаточно много. За последние четыре года в Новосибирской области 139 глав досрочно прекратили свои полномочия, так как не смогли управлять территориями, буквально расписавшись в собственной некомпетентности. Местные администрации до избрания нового главы, а это порой весьма длительные сроки, работали фактически при отсутствии контроля и нормальной организации их деятельности. В современных условиях экономической нестабильности попадание неподготовленного человека на пост главы может привести просто к развалу органов местной власти.

Депутат Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов отметил, что половина из обращающихся к нему граждан требуют снять того или иного главу, «потому что он не просто не соответствует, а плюет на мнение тех, кто его избирал».

Поэтому в прошлом году и начале этого года на федеральном уровне был принят ряд поправок, затронувших прежде всего порядок формирования органов местного самоуправления. В частности, предусмотрено, что выбор способа формирования органов местного самоуправления сегодня устанавливается законом субъекта РФ, исходя из региональных особенностей, экономических возможностей муниципальных образований, уровня подготовки управленческих кадров.

Законодательством предусмотрено три возможных варианта формирования руководства муниципалитетов. Первый — всеобщим прямым голосованием, второй — избранием местным представительным органом из числа депутатов, третий — избранием из кандидатур, представленных специальной конкурсной комиссией. Законодательное собрание Новосибирской области вправе установить одну из трех моделей избрания глав муниципальных образований. Креатура, получившая статус главы муниципального образования, не отличается по своему правовому статусу и объему полномочий, вне зависимости от варианта, по которому произошло избрание или назначение.

На депутатских слушаниях 27 из 30 глав администраций районов Новосибирской области при поддержке местных Советов депутатов высказались за вариант, предусматривающий избрание руководителей местных администраций из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. И они предоставили реальные обоснования своих позиций.

— Прежде чем выносить этот законопроект на рассмотрение депутатами Законодательного собрания Новосибирской области, мы узнали мнение всех территорий нашего региона, которые новый закон непосредственно затрагивает, — сказал заместитель губернатора Новосибирской области Александр Титков. — Хотят ли они идти по этому пути? Мы отправили запросы в 30 муниципальных районов области. И уже 27 ответили согласием. Уверен, что этот закон необходим. Приведу некоторые цифры. За последние годы 135 глав муниципальных образований прервали досрочно свои полномочия. Когда они шли на выборы, то не осознавали всей тяжести ответственности, всех сложностей экономических вопросов, с которыми им придется столкнуться. Ежедневно на имя губернатора, его заместителей приходят по три-четыре письма следующего содержания: «Глава нашего муниципального образования несколько дней не появляется на рабочем месте. Примите меры».

Мы бы рады. Да проблема в том, что у нас нет юридических оснований принимать меры даже в отношении недобросовестных глав. Но с принятием нового закона ответственность и губернатора, и органов местного самоуправления вырастет в разы. Две ветви власти — законодательная и исполнительная — будут отвечать за главу муниципального образования.

На заседании правительства Новосибирской области представленный законопроект получил единогласную поддержку, «за» высказался в том числе мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Не в последнюю очередь здесь сыграла роль и ориентация областного правительства на поиск компромиссных решений.

— Время сейчас не очень простое и предсказуемое. При этой модели избрания глав повысится оперативность принятия решений. Одновременно усилится роль представительных органов власти. Именно они будут избирать главу, и утверждать его отчет о работе за год, — сказал губернатор Владимир Городецкий.

Согласно проекта регионального закона, в Новосибирской области должны присутствовать все три модели выборов глав муниципальных образований. Действующая система, при которой мэр избирается всенародным голосованием, сохраняется в Новосибирске и Кольцово. Не произойдет изменений и в Карасуке, глава которого, как и раньше, будет избираться из числа депутатов местного городского Совета. В остальных муниципальных образованиях Новосибирской области предлагается применять третью модель, то есть избрание глав Советом депутатов из числа представленных конкурсной комиссией кандидатов.

Основной аргумент инициаторов законопроекта: выборы глав с участием конкурсной комиссии — это страховка от попадания на ответственную должность случайного человека. Дело в том, что на главах местных администраций лежит огромная ответственность. Им приходится решать целый блок хозяйственных вопросов, контролировать бесперебойную работу социальных служб, заниматься вопросами бюджетирования и реализации целевых программ на подведомственной территории. Это при том, что сегодня порядка 93% доходной части бюджетов районов Новосибирской области формируются за счет субвенций и дотаций из областного бюджета.

Руководитель областной избирательной комиссии Юрий Петухов также склонен считать, что наведение порядка даст культурный, эстетический и экономический результат.

— Комитет рекомендовал для принятия в двух чтениях закон, который изменяет порядок избрания глав муниципальных образований. Во-первых, если этот закон примут, поддержат, это будут те же выборы. Выбирать будут представительные органы местного самоуправления. Надо иметь в виду следующее — для местного самоуправления принцип разделения властей нехарактерен. Для него, в соответствии с ФЗ № 131 характерен принцип подотчетности и подконтрольности главы муниципального образования населения и представительному органу. Поэтому и логика федерального законодателя, который предложил третий способ избрания, и предложение регионального законодателя — прийти к этой модели, тоже логичны и понятны.

В этой ситуации, безусловно, увеличивается роль представительного органа, который берет на себя ответственность. Если мы возьмем поселенческий уровень, то увидим, что та конкурсная комиссия, которая будет выбирать кандидатов для голосования, сформируется на паритетных началах из кандидатур главой муниципального района и депутатами представительного органа власти. Если речь идет о муниципальном районе, то конкурсная комиссия наполовину формируется по предложению губернатора и по предложению представительного органа муниципального района. Соответственно, здесь увеличится ответственность разных уровней власти.

Проблемы никакой нет, этот способ начинает активно распространяться в регионах РФ. Сегодня уже приводили цифры — у нас постоянно идет досрочное прекращение полномочий глав муниципальных образований. В 2013-2014 гг. провели 42 кампании, которые как раз и были связаны с досрочным прекращением полномочий глав. А это, безусловно, затраты. Сегодня на сентябрьские выборы запланировано 804 избирательные кампаний. Если будет принято решение о том, что будет изменен порядок избрания глав муниципальных образований, в единый день голосования у нас пройдет 477 кампаний.

По какой бы модели ни избирался глава муниципального образования, главный критерий один — кристальная честность и ответственность за каждое свое действие.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру