Школьные уроки жизни

О новых стандартах начального образования, современных пионерах и «волшебстве» учителя мы узнали из первых уст

Педагоги России 5 октября отметят свой профессиональный праздник. Накануне Дня учителя мы поговорили с преподавателем начальных классов гимназии № 11 «Гармония» Еленой МАРКАРОВОЙ о том, как изменились принципы подготовки ребят, делающих первые шаги в образовании.

О новых стандартах начального образования, современных пионерах и «волшебстве» учителя мы узнали из первых уст

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ШКОЛА

— Елена Вазгеновна, стандарты обучения в начальной школе постоянно совершенствуются. В частности, появилась некая личностно-ориентированная модель обучения, разработанная Министерством образования. Что она подразумевает?

— Как я поняла, вы имеете в виду Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, вступивший в силу в 2011 году. Действительно, это новые требования к обучению, которые направлены, прежде всего, на развитие личности ребенка. Если раньше первостепенной задачей было научить детей читать, писать и считать, то теперь это делается вкупе с формированием их социальной позиции. Ребенок, как и раньше, получает знания на уроках, но большая работа ведется и во внеурочное время. Это помогает выявить сильные качества ученика, круг его интересов, направить их в нужное русло.

— Какими качествами, умениями должен обладать школьник, заканчивающий четвертый класс?

— Новый образовательный стандарт прописывает портрет ученика начальной школы. Как раз те качества, те навыки и умения, какими должен обладать ребенок, переходя в средние классы. Там оговаривается и патриотическое, и нравственное воспитание: любить Родину, уважать близких и тому подобные вещи. Но главное — научить ребенка учиться и в дальнейшем. Не просто дать ему знания, а привить способность пользоваться знаниями, которые он получит в будущем.

— Вы говорили о работе во внеурочное время. Имеются в виду кружки?

— В том числе. Современная школа дает ребенку возможность попробовать себя в различных областях. Начинающий первоклассник, таким образом, имеет реальную свободу выбора. Не без помощи родителей, конечно, ребята определяются, чем хотят заниматься в дальнейшем помимо уроков. Это может быть развитие познавательных способностей, расширение кругозора — учителя ведут специальные кружки. Есть краеведение, помогающее в осознании собственной личности, себя в социуме, дающее знание о малой Родине: где мы живем, что нас окружает, история Сибири и так далее. Могут быть танцевальные, музыкальные кружки, прикладного творчества, робототехники и технического творчества, спортивные секции — словом, широчайший спектр дополнительных занятий. Конечно, никто не обязывает ребенка записываться на все подряд, но возможность испытать себя в полной мере дают те самые современные стандарты образования.

— А хватает у детей сил на дополнительные занятия, учитывая то, что в учебной программе появились новые предметы?

— Не просто хватает, дети ходят туда с огромным удовольствием. Ни одного невостребованного кружка у нас нет.

РАБОТА С ДУШОЙ

— Какие-то свои методики, подходы у Вас есть? В чем, как сейчас модно говорить, Ваша «фишка» как учителя?

— Тут можно вспомнить опыт Льва Николаевича Толстого. Замечательнейший был педагог, но ни одного профессионального пособия, к сожалению, не оставил. Ты, несомненно, должен понимать технологию своей работы, но превращать ее в систему не стоит. Возможно, это неправильно, но мне кажется, как только начинаешь анализировать свою работу, сразу пропадает «волшебство». Учитель должен чувствовать детей. Они все разные, каждый по-своему уникален, а потому и прописных рецептов работы я составлять не берусь. Да, мы используем различные техники, научные педагогические факторы, но анализировать, что тебе делать вот в эту конкретную секунду, какую методику применить, мне кажется, не нужно. Ты должен чувствовать это сердцем, что ли.

— То есть выражение, что первый учитель — это вторая мама, вполне справедливо?

— Нет, что вы. Образ педагога никогда не должен пересекаться с образом мамы. Первый учитель — это первый человек, который вводит ребенка в общество. Здесь устанавливаются какие-то свои отношения. Если маму всегда можно подойти обнять, то между ребенком и учителем необходима дистанция. Педагог должен научить ребенка тому, что существуют не только его желания, но и обязанности. Ну и, конечно, более официальный язык. Когда я училась в институте, руководитель практики всегда возмущался, когда мы сокращали имена детей: не Вова, а Владимир; не Настя, а Анастасия. Думаю, в этом есть своя правда. Сначала, в первых классах, это звучит такой ноткой, но позже уже становится неким стандартном общения.

— Мы уже говорили, что в начальной школе появляются новые обязательные предметы. Скажем, дети с младых ногтей изучают иностранный язык. Но есть и такой предмет, как Основы религиозных культур и светской этики. В свое время было немало противников введения этого предмета, многие родители считали его лишним. Как Вам кажется, он необходим в учебной программе?

— Основы религиозных культур и светской этики я не веду, есть специальный учитель, но дети действительно начинают изучать их еще в начальной школе. Правда, лишь в последней четверти четвертого класса. И лично я ничего страшного в этом предмете не вижу. Наоборот, думаю, он нужен. За годы Советской власти был вычеркнут из учебной программы целый пласт истории страны, ее культуры, особого взгляда на мир. Эти знания были вырваны из жизни многих поколений детей и сейчас мы имеем возможность дать эти знания современным детям. К тому же большинство школьников и родителей выбирают изучение светской этики. В любом случае, на нее делаются акценты. Это все те же вопросы нравственности, морали, общечеловеческих ценностей, изучение которых помогают ребенку в личностном становлении.

Я по себе знаю, порой некогда сесть, поговорить с ребенком по душам. Некоторые родители стараются отвлечь, развлечь детей электронными играми, телевизором. При этом вопросы уважения, дружбы, каких-то фундаментальных понятий повисают в воздухе. Предмет, о котором мы с вами говорим, предполагает и обозначение этих вещей. Верить или не верить в Бога — это уже выбор семьи, самого ученика, но дать знания относительно тех же религиозных культур школа должна. И предмет действительно ведется интересно.

СТАРОЕ И НОВОЕ

— В советское время были и свои плюсы в работе с детьми. В качестве одного из них, пожалуй, можно назвать пионерскую организацию и ее подопечных — октябрят. Сейчас многие говорят о положительном опыте. Дмитрий Медведев, будучи президентом, высказывал мнение, что возрождение пионерии, без идеологического уклона, естественно, а в качестве общественного объединения, вполне возможно. Что Вы думаете об этом?

— Я в свое время побывала и октябренком, и пионером, и даже в комсомол посвятить успели. Сейчас об этом вспоминаю с удовольствием. Знаете, мне повезло, что работаю в гимназии — здесь давно уже существуют подобные объединения детей. Конечно, это не тот масштаб (улыбается), но у каждого класса есть свои галстучки дежурных разных цветов, значки — кто во что горазд, как говорится. Вот у моих второклашек синие галстуки. Жизнь здесь насыщенная, очень много коллективных творческих дел. Каждый месяц у нас проводятся различные мероприятия, которые дети организуют совместно, объединяясь классами, параллелями, как угодно. Существует совет старост. Ученики дежурят в столовой, на постах следят за порядком.

— То есть модель всесоюзной организации в масштабе одной школы?

— Никто не ставил цели воссоздавать эту модель. Все сложилось само собой за годы работы. Просто потребность в общественной жизни у детей настолько остра, что нужно было идти им навстречу. И это дает свои плоды. Вот, например, что касается праздников, каждый раз ребята находят, чем удивить. В День учителя нас будут поздравлять старшеклассники. Потрясающе проходит День семьи. Организуются литературные гостиные. Так что все самое лучшее, что было в пионерской организации, думаю у нас воплощено в жизнь. Существует даже посвящение в гимназисты — гимн школы, герб, знамя — все как надо. Есть и лагерь «Орбита», куда наши ученики выезжают. Конечно, никакой политики, просто активная общественная жизнь. Думаю, это здорово, и в таком ключе наследие пионерской организации существовать должно.

А если говорить о наследниках октябрят, младшеклассниках, мы и макулатуру собираем, и батарейки использованные, и бездомным животным помогаем — старшеклассники организовывают, а мы приносим, кто что может: корм, медикаменты, какие-нибудь марлевые повязки, перчатки. Все это собираем и отправляем в тот или иной приют. Дети ощущают, что сделали добро.

— Мы живем в век информационных технологий, и сегодня у многих школьников в рюкзаке есть планшет, в кармане — смартфон. Как считаете, все эти гаджеты помогают в учебе или отвлекают от нее?

— Да, планшетом, смартфоном или электронной книгой нынешних детей не удивишь. Задача педагога теперь еще и в том, чтобы научить использовать устройства по назначению. Тогда они будут подспорьем в работе. А если говорить о каких-то развлечениях, которые несет в себе вся эта электроника, то времени на игры остается, может быть, у единиц. Занятость такая, что не поиграешь.

— В известном фильме Эльдара Рязанова главная героиня, учительница, говорит примерно следующее: Я учу детей, а они, в свою очередь, учат меня. Согласны с тем, что дети дают Вам определенные знания?

— Каждый день. Учишься, удивляешься нестандартному взгляду на вещи. Вот сегодня мы впервые решали уравнение с неизвестными числами. Ход мыслей просто поразил. Дети объединялись в группы, сотрудничали. Им интересно абсолютно все: новые задачи, новые знания, они интересны друг другу. Дети смотрят на мир с распахнутыми глазами. Этому учишься и у них. Бесценный навык.

БЛИЦ-ОПРОС
— Самое важное качество для учителя?
— Умение рационально распорядиться своим временем.
— Дети часто увлекаются супергероями. Каких знаете?
— На ум почему-то приходят только трансформеры.
— Кто был героем вашего детства?
— Наверное, Алиса Селезнева.
— Любимый фильм про школу?
— Все. Но главный — «Приключения Петрова и Васечкина».
— Вы строгий учитель?
— У нас система безотметочная: зачет/незачет, но я ужасно строгий учитель (смеется).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру