Юрий Карандин о любительском и студенческом хоккее

С недавних пор российский хоккей «пиарится» строго в «треугольнике» КХЛ-ВХЛ-МХЛ — в этих лигах участвуют команды, у которых есть солидные бюджеты. К сожалению, в хоккейном «многоугольнике» так и не нашлось места РХЛ — самой бедной (а некогда самой массовой) лиге. О будущем РХЛ, а также о перспективах студенческого хоккея корреспондент «МК» поговорил с председателем Межрегионального Координационного Центра ФХР «Сибирь-Дальний Восток» Юрием КАРАНДИНЫМ.

Юрий Карандин о любительском и студенческом хоккее

О хоккейной иерархии

— Юрий Павлович, в советское время успешно уживались и взаимодействовали организационные структуры на всех уровнях хоккейной иерархии. Сейчас получается, что РХЛ никому не нужна?

— РХЛ (Российская хоккейная лига) была изначально «похоронена». Чтобы создать большую профессиональную лигу, должны быть как минимум строгая организация и четкая структура. Ни того, ни другого в этой лиге не было. РХЛ позиционировалась как первенство России по хоккею среди клубных команд регионов. То есть для того, чтобы хоть как-то помочь командам из регионов, у которых нет финансовых возможностей выступать в КХЛ-ВХЛ-МХЛ. Что в итоге вышло? У РХЛ не оказалось ни спонсоров, ни учредителей.

— В 2011 году вы были главным инициатором создания хоккейной Урало-Сибирской лиги?

— Да, ни для кого не секрет, что после создания ВХЛ и МХЛ первая лига (а на тот момент она насчитывала 36 команд) едва не прекратила свое существование. Чтобы хоть как-то сохранить ее, я предложил создать два хоккейных дивизиона: на Западе из команд Центра и Поволжья и на Востоке из команд Урала и Сибири. Так появилась Урало-Сибирская лига, в которой стали играть команды Барнаула, Прокопьевска, Северска и других (тогда в Урало-Сибирской лиге было 10 команд). Потом состоялся финальный турнир лучших команд дивизионов. Все вроде бы проходило нормально, без всяких эксцессов. Однако кому-то взбрело в голову создать вместо региональных соревнований лигу под названием РХЛ, в руководство которой попали абсолютно некомпетентные в хоккее люди.

— Кого вы имеете в виду?

— Я имею в виду, прежде всего, исполнительного директора РХЛ. Он столько натворил чудачеств, что просто диву даешься. Чего только стоит «послание» за его подписью: «Не допускать к участию в финале чемпионата РХЛ сезона 2012-2013 гг. команды, не сыгравшие все игры первого этапа соревнования».

О сибирских клубах РХЛ

— В чемпионате РХЛ планировали участие пять команд региона СДВ?

— Да, это ХК «Шахтер» (Прокопьевск), ХК «Алтай» (Барнаул), ХК «Нефтяник-Смена» (Томская область), ХК «Новосибирск» и ХК «Буревестник-1976» (Томск). Но команда из Томска в этом чемпионате так и не приняла участие, хотя в июне-июле прошлого года от них поступало подтверждение.

— Проясните, пожалуйста, ситуацию по Томску…

— В ноябре 2010 г. президентом федерации хоккея Томской области (на отчетно-выборном собрании) был избран Игорь Николаевич Сапрыгин, который активно взялся за возрождение большого хоккея в Томске. В первенство России заявилась детская команда «Энергия», а в чемпионат РХЛ — вузовский «Буревестник» (в конце 1970-х годов, кстати, такая команда выступала в первенстве СССР). Мэр города Томска пообещал Сапрыгину помочь с финансированием «Буревестника», но перед самым началом сезона, когда речь пошла о конкретных деньгах, эту команду начал под себя подминать некто В. Николаенко. Более того, Николаенко, заручившись поддержкой одного из местных депутатов, предпринял попытку захватить в свои руки всю исполнительную власть в томской хоккейной организации. Хочу подчеркнуть — абсолютно незаконным способом! Все закончилось тем, что студенческий ХК «Буревестник-1976» так и не возродился.

— Что случилось с северским клубом «Нефтяник-Смена»?

— В первой лиге долгое время выступала северская команда под названием «Янтарь». Основная поддержка северскому хоккею шла от местного химкомбината. После того как комбинат отказался спонсировать клуб, и взрослый и детский хоккей в Северске держался благодаря мэру Г. А. Шамину. Естественно, такому небольшому городу финансировать команду РХЛ было не по силам, поэтому был найден спонсор — томский нефтеперерабатывающий завод. Ради этого команда даже сменила свое историческое имя. Однако завод спонсировал команду лишь несколько месяцев. Мэр Шамин несколько раз просил меня перенести в декабре игры «Нефтяника-Смены». Но время шло, а ситуация никак «не разруливалась». В итоге в связи с финансовыми трудностями с чемпионата РХЛ снялась и команда «Нефтяник-Смена», которая сыграла в турнире всего 18 матчей.

О финансовых трудностях

— Минувший чемпионат РХЛ показал, что с финансовыми трудностями столкнулись многие команды не только Сибири, но и Урала. Каков был вступительный взнос для участия в РХЛ?

— Вступительный взнос в РХЛ был 450 тысяч рублей. Для сибирских клубов из небольших городков — это приличные деньги, это, примерно, стоимость поездки команды на две игры в чемпионате. Самой далекой хоккейной точкой в дивизионе «Восток» был город Белоярский в Ханты-Мансийском автономном округе (в зоне «Урал»). А чтобы добраться туда, например, из Прокопьевска, нужна сумма, почти в два раза больше.

— «Шахтер» из Прокопьевска, к слову, туда так и не добрался на календарные игры.

— Во-первых, добраться в Белоярский не так-то просто. А во-вторых, вмешался еще один фактор. «Шахтер» должен был сыграть в Белоярском календарные матчи в середине января, но после новогодних праздников банки до 14 января нигде не работали. Игры можно было перенести на весну, но ни руководство РХЛ, ни руководство МКЦ «Урал-Западная Сибирь» не пошли на встречу прокопчанам. «Шахтеру» не дали сыграть два матча в Белоярском, хотя я, например, всегда шел на встречу уральским командам, которые просили о переносах.

— Из-за двух несыгранных матчей «Шахтер» не был допущен к матчам плей-офф. На вашей памяти происходило что-то подобное в хоккейных турнирах?

— Это нонсенс во всей хоккейной истории. Как вообще можно было сочинить такую формулировку: «Не допускать к участию в финале команды, не сыгравшие все игры…»? Следуя логике этого «постановления», в финале не должна была играть, например, команда «Ямальские стерхи», которая не сыграла в последнем туре с новоуральским «Кедром». Однако «Стерхи» в финал были допущены. У меня лично сложилось впечатление, что это был лишь надуманный повод лишить шахтерскую команду (которая на тот момент была в лидерах) возможности сыграть матчи плей-офф за звание чемпиона дивизиона «Восток».

— В СМИ широко освещался скандал вокруг ХК «Тамбов» в дивизионе «Запад». Протесты «шахтеров» замяли?

— Да, после этого играть в РХЛ «Шахтер» больше не хочет. Турнир, действительно, получился скандальный и чудной. Весь чемпионат РХЛ проходил, можно сказать, для «галочки» — по непонятным законам, в угоду только каким-то своим корыстным интересам. Структура соревнований на «Востоке» и на «Западе» была разная, календари тоже. На «Западе» чемпионат закончился раньше и итоговые решения (в том числе и по «Шахтеру») стали принимать, когда на «Востоке» до конца чемпионата еще был целый месяц. Кстати, в соответствии с регламентом все результаты матчей с участием северской команды должны были быть аннулированы, т. к. она провела менее 50% календарных игр.

Вместо этого итоговые места стали считать по процентам набранных очков. Такого вообще в хоккейной истории никогда не было!

О любительском хоккее

— Какой выход вы видите в сложившейся ситуации?

— В свое время были соревнования среди команд коллективов физической культуры (КФК). В сегодняшней ситуации, я думаю, стоит попробовать возродить подобные турниры в федеральных округах — соревнования среди любительских хоккейных клубов. На том же Урале, например, во все города можно доехать на автобусе без проблем и больших финансовых затрат. В нашем регионе это, конечно, будет сделать сложнее. Но можно попробовать сделать несколько зон (по 6-8 команд) по географическому принципу.

— И на Дальнем Востоке тоже?

— И на Дальнем Востоке в том числе. Конечно, дальневосточники, не захотят ехать играть далеко, поэтому, повторюсь, надо делать зоны по географическому принципу. В Западной Сибири, я думаю, найдутся желающие поучаствовать в таком турнире и из Новосибирской, и из Томской, и из Кемеровской областей. Возможно, кто-то захочет присоединиться с Алтая и Красноярского края — это тоже недалеко.

— А если в таких соревнованиях захотят играть студенческие команды?

— Конечно, студенческие турниры лучше проводить отдельно. Но если будет мало вузовских команд, почему бы эти соревнования не объединить?

О студенческом хоккее

— Не так давно Владимир Путин сказал, что с 1 сентября 2013 г. вступит в силу новый закон об образовании, где прямо прописана обязанность администрации вузов содействовать развитию физической культуры и спорта…

— В нашем регионе пока я вижу искреннюю заинтересованность развивать спорт, и хоккей в том числе, только у руководства НГАУ. Лично я не понимаю, когда ректоры вузов, которые получают около миллиона рублей и более в месяц, выделяют на весь студенческий спорт по 200-300 тысяч рублей в год. Если с 1 сентября ситуация кардинально изменится, то я этому буду только рад.

— Вузовский хоккей теперь наверняка будет развиваться в крупных городах. Захотят ли студенты играть еще и в региональных турнирах?

— Убежден, что захотят. Играть два раза в месяц по субботам-воскресеньям — это не так уж сложно. В мое время, когда я учился в НИИЖТе, хоккейная команда нашего института играла каждую неделю. Мы участвовали во всевозможных турнирах: от чемпионата области до всероссийских соревнований среди железнодорожных вузов. Много вузовских команд, кстати, выступало и в чемпионате СССР. Сейчас уже мало кто знает, что, например, ленинградские студенты-железнодорожники из ЛИИЖТа играли в классе «А» вместе с новосибирским «Динамо».

— Реально ли создать крепкую студенческую лигу в СФО?

— Реально, если сами студенты будут в этом заинтересованы. Я лично, как председатель МКЦ ФХР «Сибирь-Дальний Восток», готов полностью поддержать этот проект. Полпред президента РФ в СФО Виктор Толоконский к идее создания студенческой хоккейной лиги тоже относится положительно. Если руководители вузов хоть немного «расшевелятся», то проблем с созданием студенческой лиги не будет.

— Многие ректоры сейчас сетуют на множество проблем…

— Как сказал недавно ректор НГАУ Александр Денисов, найти деньги для студенческого спорта не так сложно, как кажется, было бы желание. Нет искусственного льда у вуза, не проблема, сделайте хотя бы нормальную хоккейную коробку с хорошими раздевалками, освещением. Это недорого. А при желании можно сделать и крытый каток с трибунами.

— А если желающих пока окажется все-таки мало?

— Если вузовских команд, которые захотят выступать в региональных соревнованиях СФО, окажется мало, то, я думаю, их можно будет включить в турнир КФК. По итогам турнира наградим не только призеров, но и сильнейшую вузовскую команду (в отдельном вузовском зачете). Кроме того, она получит право выступать в финале Всероссийских соревнований по хоккею среди студенческих команд.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру