Дела бюджетные

С 2013 года замедляется рост доходов федерального и региональных бюджетов

16 октября полномочный представитель РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский встретился с журналистами, чтобы обсудить бюджетную политику округа и другие вопросы. «МК в Новосибирске» приводит ключевые моменты беседы полпреда и СМИ.

С 2013 года замедляется рост доходов федерального и региональных бюджетов

— На заседании Госсовета РФ 4 октября встал вопрос о расходовании бюджетных средств, особенно в части того, как региональная и муниципальная власть проводят конкурсы. Насколько эта проблема актуальна для территории Сибирского региона? Как мы расходуем бюджетные средства?

— Госсовет всегда рассматривает вопросы, которые имеют особые значение для страны в целом и для регионов. Конечно, вопросы бюджетной политики достаточно часто включают в повестку дня. Это затрагивает не столько регионы, которые имеют высокую зависимость от бюджета, сколько сильные регионы с большим налоговым потенциалом. У текущего периода есть некоторые особенности — 2013 год стал временем, когда доходы федерального бюджета растут не в том темпе, как в последние годы. Доходы субъектов федерации растут, но меньше, чем это было в предыдущем периоде, и меньше, чем планировали при принятии бюджета. Следовательно, проблема дефицита несколько обострилась. Если к этому добавить, что как раз октябрь время рассмотрения и принятия бюджета на следующий период, то возникает много вопросов на злобу дня. Я не скажу, что сибирские регионы в чем-то отличаются от других по качеству расходуемого бюджета. Конечно, резервы есть и задачи по повышению эффективности расходов бюджета не только сейчас не снимаются, но и вряд ли будут сняты. Все-таки пределов эффективности нет. Хотя министр финансов и рабочая группа на госсовете акцентировали внимание на том, что мы переходим на программный бюджет, что расходование должно идти по конкретным программам, которые должны быть контролируемыми и понятными. Речь шла и о том, что необходимы дополнительные решения, которые сделают более эффективными и предсказуемыми расходы бюджета. Сейчас все-таки некоторые направления расходов не очень регламентированы и предсказуемы. Регионы при обсуждении такого вопроса не могли не сказать о некоторых ограничениях, которые могли бы быть устранены, в общем, это было вполне профессиональное обсуждение, может, даже с акцентом на управленческий аспект. Полезный для руководителей регионов разговор и небесполезный для правительства и ведомства.

— Новосибирская область планирует размещать облигации на 5 миллиардов рублей. Как вы считаете, насколько это оправданное решение в условиях сокращения бюджета?

— Думаю, что это вынужденное решение. Дефицит бюджета и рост внутреннего долга требует заимствований, поскольку регион своевременно не принял ряд решений, которые обеспечили бы лучшую балансировку доходов и расходов бюджета. Есть очевидные резервы и по привлечению доходов в бюджет региона, и по сокращению расходов, но тогда, когда уже есть обязательства и обязательные расходы, на это нет доходов. В этом случае прибегают к заимствованиям. Конечно, пять миллиардов, даже для большого региона, — достаточно чувствительный заем. Примерно 450 миллионов придется в год платить за обслуживание — достаточно серьезные ресурсы. Внутренний долг региона будет заметно больше, и само размещение пройдет достаточно спокойно, потому что уровень ликвидности банков позволяет идти на выкуп таких облигаций. Практика размещений показывает, что это проходит достаточно спокойно при вполне предсказуемом проценте и цене размещений.

Я начинал работу губернатором в 2000 году, когда долг был достаточно большой и я помню как это непросто — одновременно решать задачи развития и обеспечивать оздоровление бюджета, балансировку. Поэтому обязательным правилом для предыдущего этапа была работа без привлечения заимствований, старались жить по средствам. Внутренний долг был минимальный. Можно было, например, на мост взять бюджетный кредит, он низкопроцентный, фактически беспроцентная рассрочка некоторых расходов, вот такие элементы заимствований были на конец 2010 года. Сейчас, когда в бюджетных документах фигурирует 20 миллиардов внутреннего долга, бюджет формируется с предельными значениями дефицита, и планируются облигационные заемы — это, конечно, будет сказываться на решении многих задач.

— Много говорится о распределении доходов из федерального бюджета в региональный, да и Владимир Городецкий говорил о том, что муниципалитет только на 50% обеспечен для выполнения указов.

— То, что каждому уровню власти, наделенному бюджетом, денег не хватает, и хотелось бы иметь больше, это понятно. Говорилось в основном о тех заделах, что уже происходили, некоторых уточнениях межбюджетных отношений. Сейчас есть элементы в налоговом законодательстве, это касается упрощенных форм уплаты налогов, которые предполагается отдать на муниципальный уровень, чтобы перейти на единый налог на недвижимость. Сейчас недвижимость и земля разделены, притом эти налоги получают разные уровни бюджета. Налог на имущество получает субъект федерации, налог на землю — местное самоуправление, муниципалитет. Кадастровая база позволит объединить и сделать единый налог на недвижимость, который, в общем, по оценкам экспертов, несколько поднимет налоговую базу. Я часто говорю, когда встречаюсь с коллегами-управленцами в регионах, что на самом деле не очень корректно сравнивать две величины: сколько в регионе налогов и сколько зачислено в бюджет. Тем более при сегодняшней информатизации можно построить полный бюджетный баланс региона. Ведь каждый регион, кроме реализации своих полномочий, получает много расходов и это очень большие суммы: финансирование науки, университетов, госструктур. Можно построить весь баланс, и оценки будут другими. Понятно, что большинство сибирских регионов имеют бюджетных расходов больше, чем территория формирует налогового потенциала. Если где баланс и может быть в пользу территориальной экономики, то это Томская область и Красноярский край. У всех остальных бюджет будет в пользу федерации, и надо отдавать себе отчет в этом. Баланс в пользу этих регионов во многом формируется за счет налога на добычу полезных ископаемых, что нельзя однозначно считать доходом одной территории. Поэтому есть проблемы, но они все-таки не в перераспределении доходов, а в более эффективных и рациональных полномочиях.

— Большое количество вопросов вызывает ряд статей о политическом финансировании. Некоторые из них сильно урезаны. Какова ваша оценка?

— Что касается бюджета Новосибирской области на 2014 год, я еще не видел подробного анализа — это только предстоит. Он проводится по всем регионам, и, как правило, всегда видно, когда есть резервы в расходах и доходах. То, что существенно уменьшаются многие инвестиционные статьи — вынужденная мера. Бюджет просто не балансируется, другое дело, что это было очевидно, когда принимался бюджет 2013 года. Я и на официальном уровне говорил, что он слишком оптимистичен по налогам на прибыль. Конечно, кроме инвестиционных программ, нужно в первую очередь посмотреть экономию на текущее функционирование, повысить его качество. Нельзя иметь большие расходы на нужды органов управления. И некоторые программы, вызывающие сомнения и замечания — имидж, СМИ, — это все расходы в сотни миллионов рублей, что, конечно, ощутимо в ситуации, когда бюджет слабо финансируется. Нужно находить оптимум, не допускать рост внутреннего долга, многие расходы нужно адаптировать, но такие резервы, поверьте мне, всегда есть, и тут проявляется качество управления.

— Нашумевшая история с Бирюлево. По-вашему, это конфликт отсутствия идеологии?

— В подавляющем большинстве регионов все-таки удается избегать таких конфликтов на межнациональной почве — у нас традиционно исторически многонациональный состав. Сложно комментировать ситуацию, я ее знаю даже меньше, чем вы, нужно очень хорошо знать этот микрорайон, чтобы судить. Криминальные преступления бывают и были, и преступников нашли бы в любом случае, но там, видимо, какие-то проблемы, связанные с функционерами этой большой базы, где трудно было работать. Много привлекалось туда временных рабочих разных национальностей без серьезного регулирования. Многим районам Москвы надо заниматься этим вопросом. Конечно, это есть и в Новосибирске. Но все-таки в Москве более выражено — массовая аренда квартир тоже вызывает у людей напряжение. Мы живем в многоквартирных домах, здесь дети, внуки, детские площадки. Если много сдано таким образом, это уже почва для скандалов.

Это говорит не только о том, что нужно поймать и наказать, а о правильной городской политике. Во многих городах такие точки повышенного внимания уже есть, а вот еще в 90-х годах, когда вообще не было основания говорить о межнациональных темах, все равно были некоторые подходы и меры регулирования. Например, чтобы не было стремлений к компактным поселениям. Нельзя большой город, единый социум превращать в такое. В то же время, надо всячески поддерживать национальную культуру, обычаи, должна осуществляться государственная поддержка национальных и культурных автономий.

— Не так давно к работе приступил новый министр здравоохранения области — Леонид Шаплыгин. Многие оценили его приход, как приход «варяга», ведь до этого он работал в Самарской области.

— Конечно, обновление правительства происходит, это совершенно нормальный и естественный процесс. Очень важно, чтобы эти кадровые изменения, которые происходят во всех регионах, были нацелены на достижение управленческого результата, чтобы были понятны мотивы, почему этот чиновник ушел в другую сферу, а на его место пришел другой чиновник. Совершенно очевидно, что проблем в здравоохранении немало, но чтобы их эффективно решить, нужно все-таки хорошо знать регион. Любое обновление должно правильно обосновываться, должно быть ясно, какого опыта нам не хватало, чтобы повысить качество работы сферы. Но пока я не знаком с этим человеком, и не могу ничего утверждать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру