Крутить — пока не дали

Этот год в Новосибирске можно смело назвать «велосипедным»

Еще никогда проблема велосипедистов и велодорожек не звучала так часто. С наступлением холодов тема ушла на спад, однако местные активисты готовы и зимой продолжать борьбу за право спокойно крутить педали.

Этот год в Новосибирске можно смело назвать «велосипедным»
Фото: irostov.ru

Новосибирская ассоциация велосипедистов появилась в 2008 году. Именно тогда и начались первые разговоры о создании инфраструктуры для велосипедистов. Причины: их число увеличивается с каждым годом, города наполняются машинами, и как следствие — огромное количество пробок. Неудивительно, что постепенно люди меняют четыре колеса на два.

— Сейчас эта тема вышла за пределы Новосибирска и звучит на федеральном уровне, — отмечает активист Иван Коробеев. — Положение дел таково, что многие города поворачиваются лицом к велосипедному транспорту, так как количество автомобилей приблизилось к критической отметке.

Одна из последних громких акций ассоциации — перепись. По словам Коробеева, смысл был все-таки не в дотошном подсчете новосибирских велосипедистов:

— Это была акция привлечения внимания, естественно, за три дня мы не могли переписать всех велосипедистов, но даже за это время собрали более 750 подписей. Это кое-что значит. Последствиями этой акции стало то, что люди теперь обращаются к нам с вопросами и предложениями.

Польза перехода на велосипеды, казалось бы, на поверхности, однако помимо привычек сидеть в уютном салоне машины, на пути у строительства велодорожек лежат нормы строительства дорог. В них просто забывают или сознательно не закладывают строительство дорожек. Один из нашумевших примеров — отказ ассоциации велосипедистов по поводу третьего строящегося моста.

— Мэрия не отказывает в дорожках, — особенно подчеркивает замначальника главного управления благоустройства и озеленения мэрии Борис Губер. — Дело в том, что мост — это инженерное сооружение, и там четко прописано, что на мосту обязательно должно быть, а что нет. На таких мостах велодорожки не предусматриваются, скорее всего, это из-за скоростных показателей. Кроме того, если считать, что велодорожка в городе длиной в километр будет стоить порядка полутора миллионов рублей, то на мосту это обойдется уже в сотню миллионов.

Проект моста уже прошел государственную экспертизу и назад дороги нет. Однако касаемо и других мест в городе представители власти уклончивы в ответах и решениях. Как спортивный элемент велодорожки не предусмотрены на улицах города, как место передвижения — да, однако только при наличии достаточного места на дороге и тротуаре.

— Предусмотрено строительство велодорожек, если движение велосипедистов достигает 15 человек в час, — поясняет Борис Губер. — И надо понимать, что есть определенный ГОСТ, что кроме полутора метров отдельной дорожки, в соответствии с этим ГОСТом, мы должны предусмотреть и полтора метра ограждений, отделяющих от проезжей части. То есть три метра мы должны найти на дороге и забрать. Кроме того, общество велосипедистов в первую очередь должно определиться, как мы рассматриваем велосипед, как транспортное средство или как средство для отдыха. Потому что есть Заельцовский парк, в котором больше 30 лет назад построили велодорожку и теперь она заброшена.

Заельцовский парк, действительно, одно из многих мест, где велосипедист может спокойно прокатится. Заброшенную дорожку вместе с тем трудно признать таковой — в выходные дни на ней хватает велосипедистов, как и праздношатающихся гуляк. Альтернативой становятся две велодорожки на территории базы «Локомотив», не в пример более чистые и пригодные для проезда. Вместе с тем в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии рассказали, что уже принята концепция долгосрочного развития Заельцовского парка, в которой заложено строительство велосипедных дорожек с бюджетом около 30 миллионов рублей, так что возможно, ситуация в парке изменится.

Пока же все, кто ездит даже на относительно безопасных тротуарах, по сути, нарушают закон — на них ездить нельзя, а на дорогах — опасно.

— У меня есть документ, скачанный с сайта Электронного правительства, называется «О внесении изменений в правила дорожного движения» и в этом документе Правительство Российской Федерации намерено внести определенные изменения в ПДД, как раз касаемо велодвижения. Он фактически готов к подписанию, — рассказал Иван Коробеев. — Там как раз фигурируют понятия, которых раньше не было в ПДД, например, больше не будет запрета двигаться по дороге, если есть оборудованная велодорожка. Поэтому новое постановление, если оно будет принято, внесет некоторые коррективы.

Рабочая группа с чиновниками и велосипедистами уже создана. Между тем в новых микрорайонах, таких как шестой микрорайон, Западный и Восточный жилмассивы, «Березовый», жилмассив на улице Волочаевского, медленно, но верно, велодорожки будут предусматриваться при проектировании дорог. Специалисты отмечают, что целевая программа развития велодорожек, рассчитанная на несколько лет, будет сформирована до конца года, летом 2014 года начнется ее реализация.

Противники внедрения велосипедов в транспортный поток выдвигают последний аргумент — в Сибири холодно.

— Хотелось бы напомнить, что мы также выходим из дома зимой и идем до транспорта, тоже холодно, — отвечает на подобные выпады Коробеев. — Если вы посмотрите на дороги Новосибирска, заметите, что появляется все больше людей, которые ездят зимой на велосипеде. Для этого есть много средств сохранения тепла, и это не является проблемой. Создание инфраструктуры повлечет за собой появление новой прослойки велосипедистов. Сегодня велосипедисты — экстремалы, с ребенком боюсь на велосипеде ездить по дороге, скорее буду по тротуару, нарушая правила ПДД. А если мы создадим условия, появится прослойка, готовая ездить на велосипеде постоянно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру