Коммунизм, двойная «н» и другие ошибки

Больше всего участники акции «Тотальный диктант» ошибались в слове «коммунизм» и взглядах на мир

Помимо «Монстрации» у Новосибирска появился новый камень преткновения — «Тотальный диктант». Теперь два события, по которым Новосибирск узнают в стране и мире, замешаны в скандалах, начатых чиновниками. Ведь акция по проверке грамотности выявила не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и разные подходы к организации проведения мероприятия, в том числе и к тексту диктанта, и к автору текста.

Больше всего участники акции «Тотальный диктант» ошибались в слове «коммунизм» и взглядах на мир

«Тотальный диктант» — акция с десятилетним стажем. Первый раз его провели в 2004 году, и до 2009 года для диктанта брали отрывки из классической литературы. В 2009 году к чтению диктанта пригласили певца Псоя Короленко, что увеличило число желающих проверить грамотность и обратило на себя внимание общественности.

— Одна из целей «Тотального диктанта» — сделать интересным мероприятие, которое люди не будут воспринимать как экзамен, сухую процедуру проверки своих знаний, но будут воспринимать как соревнование, праздник, всеобщее веселье и проявление любви к родному языку, — поясняет руководитель проекта Ольга Ребковец. — Мы считаем, что это получилось. Те отзывы, которые мы получаем от организаторов, свидетельствуют об этом. Многие, кто достаточно сильно нервничал, после диктанта присылали восторженные отзывы, писали, что атмосфера, которая царит на диктанте, непередаваема.

В этом году в акции поучаствовало около 32 000 человек по всему миру, почти 17 000 человек наблюдали за диктовкой через Интернет. Определенная часть этих людей писала текст онлайн, и проверяла его с помощью комментариев и оригинального текста, выложенного позже на официальном сайте акции. Участники как всегда узнали свои результаты несколько дней спустя, для них же были организованы знакомства с работами, с разбором ошибок и выдача сертификатов со своими оценками. Одно из условий акции — ее не может устраивать коммерческая структура, основная работа полностью ложится на волонтеров — больше 3 000 по всему миру, начиная от организаторов и заканчивая людьми, раздающими бланки для диктанта.

— Среди организаторов есть и серьезные мужчины, и девушки-студентки и тетушки средних лет из культурных учреждений, — рассказывает менеджер по развитию проекта Егор Заикин. — В феврале мы проводили школу организаторов «Тотального диктанта», на которую съехались около 50 человек из 20 городов, в течение 2 дней мы разбирали все организационные аспекты. Поэтому далеко не все, что есть в акции, придумали мы, очень большой вклад внесли регионы.

Участником акции мог стать любой желающий — от школьника до пенсионера, было бы желание и силы. Например, жители одного дальневосточного поселка преодолели четырехчасовую дорогу, чтобы добраться до ближайшей площадки во Владивостоке. Диктанта не чураются и иностранные студенты, справляющиеся иногда не хуже, чем их ровесники, для которых русский является родным языком.

Помимо практической пользы — узнать свою грамотность, «Тотальный диктант» приносит и некую научную пользу — становится возможным оценить изменения в языковом сознании людей. Главную базу для ошибок в этом году создали слова, являющиеся «ключевыми концептами культуры», например, «евангелие», «райские кущи», «коммунизм», «наперсник». Не теряли лидерства и слова с двойной «н». По мнению председателя экспертной комиссии проекта Натальи Кошкаревой, это стало открытием для организаторов:

— Невозможно было написать слово «коммунизм» неправильно еще 10 лет назад. Но ценности изменились, и теперь это слово ново для молодого поколения. Возникает вопрос и о смене культурных парадигм, ценностей, которые отражаются в написании слов.

Как считают организаторы, часть ошибок возникает не из-за неграмотности, а из-за неполноты пунктуационных и орфографических правил, публикуемых в школьных учебниках.

— Очень многие вещи не договариваются до конца, и получается, что школьники не в полной мере отрабатывают эти правила, — заметила Наталья Кошкарева. — Но мы не можем делать на это скидки. Все нормы зафиксированы в официальном источнике — это полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации», он рекомендован Орфографической комиссией Академии наук.

В Новосибирске оценку «5» получили 17 человек. Это профессиональный уровень владения языком, как правило, на такую оценку диктант пишут редакторы, корректоры — люди, чья сфера деятельности тесно связана с текстами. Оценки «3» и «4», по мнению Натальи Кошкаревой, тоже показывают хороший уровень владения языком, свойственный бывшим отличникам и просто начитанным людям:

— Не все могут писать безупречно, и это нормально. Грамотность не может охватить всех, как эпидемия. Тексты, которые мы пишем, вызывают затруднение у людей именно потому, что жанр диктанта ассоциируется с описанием природы, внешности или характера героя, это отрывки из художественной литературы XIX века. Эти нормы закреплены в школьных учебниках, в справочниках, это нормы начала ХХ века, сформировавшиеся на основе прошлого века. Но сейчас уже начало ХХI века, и тексты, которые представляют современные писатели, написаны на другом языке. Некоторые явления в них еще не нормированы, но это не повод не писать диктант, это повод выявить те места, которые требуют корректировки.

Одна из традиций «Тотального диктанта» — текст пишется специально для акции одним из современных писателей. Среди авторов уже побывали Захар Прилепин, Дмитрий Быков, Борис Стругацкий. Каждый раз у нового автора оказывались свои сторонники и противники, но в этом году все прошлогодние трения оказались совершенно малозначительными. Дина Рубина — русская писательница, живущая в Израиле, написала для «Тотального диктанта» текст об опасностях Интернета. Вот цитата из этого текста, по стечению обстоятельств оказавшаяся пророческой для акции в этом году:

«Интернет, этот наперсник, проповедник и исповедник толп превращает в «шум» все, к чему прикасается, чему дает жизнь, плодит пошлость, невежество и агрессию, давая им неслыханный, завораживающий выход не просто наружу, а на весь мир».

Комментарии в Интернете по поводу диктанта большей частью положительные, но есть и откровенно агрессивные. Однако всех комментаторов «переплюнул» некий ульяновский поэт, смутившийся местом проживания Рубиной и под шумок нашедший в ее произведениях несколько цитат с нецензурной лексикой. Праведный гнев поэта, кстати, тоже не гнушающегося матом, поддержал губернатор Ульяновской области. Он не стал отменять неугодную ему акцию, а просто поменял текст на другой, нарушив тем самым главный принцип «Тотального диктанта» — единство текста.

— Мы не видим в Дине Рубиной и ее творчестве ничего провокационного, — заметила Ольга Ребковец. — То, что она писатель, который живет в Израиле и пишет на русском языке для русскоязычной аудитории, стало знаковым моментом ведь. «Тотальный диктант» — это акция, которая объединяет русских людей, пишущих и говорящих на русском языке по всему миру. Мы постараемся, чтобы таких ситуаций больше не возникало. Люди, которые по каким-то причинам не могут принять условия, принципы и правила диктанта, просто не будут его проводить.

Выходка губернатора, нелогичная по сути, тем не менее не подтвердила за политиками и чиновниками приверженность к странным поступкам: в Оренбурге вице-губернатор Дмитрий Кулабин принял участие в акции, как и мэр Тольятти Сергей Андреев.

Скандал затих, после подведения итогов диктанта все узнали свои оценки и вернулись к обычной жизни. Автор нового диктанта будет неизвестен до следующего года, сами организаторы пока не обсуждали этот вопрос. Одно можно сказать точно, теперь к акции добровольной проверки грамотности будет еще больше внимания, независимо от того, хорошо это или плохо.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру