Где учиться на селе

Уехать за образованием из своего поселка или деревни — обычная практика для большинства сельских жителей. Начало этой интеллектуальной миграции положил Михаил Ломоносов, отправившись из Архангельской губернии в столицу. Город представляется единственным местом, где можно получить знания. Однако это не всегда так и воспитывать новых Ломоносовых можно без миграции в город. Подтверждение этому — Черепановский район. Программа модернизации образования здесь принимает новые трактовки, а школы не теряют своей востребованности.

Где учиться на селе
Участники "Школы детей для детей"

В текущем учебном году в 28 школах района обучалось 5 792 ребенка. С 2010 года появилась тенденция увеличения числа обучающихся, в первую очередь за счет увеличения первоклассников. Одним словом, работы с детьми в Черепановском районе более чем достаточно.

Программа модернизации образования появилась в 2012 году и впервые была опубликована на официальных ресурсах Министерства образования. Она разработана до 2020 года и охватывает весь образовательный процесс от детского сада до вузов. Возможности перемен давно обсуждались за дверями кабинетов министерства. Развивалась идея из наблюдения за зарубежным опытом и нуждами «на местах». Необходимо было повысить уровень зарплат для педагогов, стипендии, поощрения, позаботится о социальной защите учащихся и уровне получаемых знаний. Ведь неизвестно, как положительная «директива сверху» заработает в обычных школах и детских садах.

Школа на селе — зачастую не просто учебное заведение, а целый культурный и досуговый центр для детей и подростков. Местность, где нет школы или она доживает свои лучшие дни, обречена на расселение и упадок. Поэтому власти, которым небезразлично состояние их районного хозяйства, в первую очередь обращают свое внимание на эту область сельской жизни.

Главная задача, которую решают органы самоуправления Черепановского района — доступность качественного образования вне зависимости от места жительства ребенка. В это понятие вкладывается очень многое: капитальный ремонт образовательных учреждений, их оснащение, создание условий безопасного образовательного процесса, поддержка учителей, создание равных возможностей получения образовательных услуг в городских и сельских школах. Общий объем вложений для подготовки образовательных учреждений к 2012-2013 учебному году составил 48 миллионов 720 тысяч рублей, из них 22 миллиона 257 тысяч рублей — средства бюджета Черепановского района. Это и ремонтные работы, и приобретение оборудования, учебников, и проведение энергетических обследований всех образовательных учреждений, и установка приборов учета энергетических ресурсов, систем видеонаблюдения и другое. На технологическую модернизацию условий образовательной деятельности школ района направлено в 2012 году более 14 миллионов рублей.

В рамках модернизации общего образования школы Черепановского района являются участниками многих областных проектов. «Сетевая дистанционная школа» внедряется в Майской, Искровской и Ярковской школах, Медведская школа является участницей проекта «Школа — центр физической культуры и здорового образа жизни», Ново-Воскресенская школа работает по проекту «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», проект «Моя школа — весь мир» реализуется в школе № 3 г. Черепанова.

Один из самых успешных образовательных проектов в Черепановском районе — это, конечно, «Школа детей для детей». В нем уже участвует 10 школ и это явно не предел.

Цель проекта — обеспечение занятости детей и подростков во внеурочное время, создание условий для выявления и поддержки детской одаренности через развитие в образовательных учреждениях системы детской самоорганизации. Впервые с данной инициативой выступил МОУ «МИМЦ» Черепановского района, и за пару лет проект стал востребован не только образовательными учреждениями района, области, но и представителями из других городов, например, Екатеринбурга и Хабаровска.

В рамках проекта уже проведены коучинг-программы с педагогами школ, 2-летние профильные смены лидеров «Новая волна», 2 зимние инструкторские смены.

Проект быстро стал успешен, ведь в области у него нет аналогов. Постепенно количество желающих присоединиться к участию в проекте выросло от 4 образовательных учреждений до 15. Изначально в запуске проекта участвовало 45 учащихся. Через год реализации — более 350. В рамках проекта существуют особые знаки признательности для детей. Это «жемчужины» — они вручаются ребятам, которые проявили свой талант, и «дельфины» — ими награждают тех, кто помог другим проявить себя.

Вот что дети пишут об этом:

— Эта смена открыла в каждом из нас что-то новое, и это новое — дорогого стоит. «Новая волна» принесла в мою жизнь новый смысл, показала мне, что атмосфера любви и понимания по отношению ко всем — это вполне реально, ты подарила мне тех людей, которыми я теперь так сильно дорожу, ты научила меня чаще улыбаться людям, ты принесла в мою жизнь множество ярких событий, о которых остается много приятных воспоминаний, — сказал Владислав Филькин (СОШ № 4, Черепановский район).

— Спасибо всем за удивительную смену. Вы научили меня по-настоящему чувствовать плечо друга, поддержку. Сейчас главное — не растерять все новое, что в нас живет, а продолжать в школе, — Василина Рой (гимназия № 3).

Не может быть полноценного школьного образования без предварительной подготовки к нему. Число воспитанников дошкольных образовательных учреждений составляет 67,5% от общего числа детей дошкольного возраста. Это на 168 детей больше, чем в 2011 году. Программы дошкольного образования реализуются в 19 детских садах, в 7 школах организованы дошкольные группы, работают группы кратковременного пребывания в четырех образовательных учреждениях. Из районного бюджета детским садам компенсируется 50% родительской оплаты за детей из многодетных семей и 100% — за детей-инвалидов. В соответствии с областной целевой программой «Развитие сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы» в 2012 году открыто 75 дополнительных мест в трех детских садах: Искровском, Посевнинском «Земляничка», Посевнинском «Солнышко», Куриловской и Бочкаревской школах.

Большой акцент разработчики модернизации образования решили сделать на финансирование школ в сфере новаторских и научных работ. Запланировано, что к 2020 году все школы должны будут обеспечивать доступ своих учеников к образовательным ресурсам. В идеале, использование Интернета должно охватывать жизнь школьника от поиска нужной информации до проведения онлайн-уроков. Например, все школы Черепановского района подключены к Интернету и имеют обновляемые сайты. Активно внедряется система электронных дневников. Количество персональных компьютеров в образовательных учреждениях Черепановского района увеличилось со 104 до 617, то есть один компьютер на 9 учеников, а не на 19, как было в 2007 году. В 2012 году в школы поступило 20 интерактивных досок и 20 мультимедиа-проекторов (теперь такое оборудование есть во всех школах), а также 11 специализированных программно-аппаратных комплексов (СПАК) для учителей и 16 — для учеников. Кроме того, 60% школ обеспечены современным, новым для нашего района презентационным оборудованием — документ-камерами. В Майском школьном округе используются возможности дистанционного обучения — в проекте «Сетевая дистанционная школа» участвуют 183 обучающихся Майской, Ярковской и Искровской школ.

Но нельзя загнать образование только в русло электронных новинок. Развитие системы развивается в трех направлениях: повышение доступности образования, повышение качества образования, повышение эффективности и прозрачности управления системой образования.

В районе нет ни одной закрытой школы. Мест в них хватает для обучения каждого ребенка школьного возраста, кроме того, будучи старшеклассником, он может получить профильные знания. В средней школе № 3 десятиклассники обучаются в бизнес-классе. В детском доме-школе № 5 детей учат в кадетских классах. Старшеклассники г. Черепанова, Майской и Пятилетской школ на базе Черепановского политехнического техникума обучаются профессиям сварщик и слесарь по ремонту автомобилей. С целью создания условий для совершенствования содержания общего образования организована работа по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования во всех образовательных учреждениях района. Пятиклассники школы № 3 г. Черепанова, Майской и Безменовской школ участвуют в эксперименте по переходу на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования. С 2013 года в данном областном эксперименте будут участвовать уже 9 школ. С 2012-2013 учебного года на базе школы № 1 организован специализированный 5 класс с углубленным учебно-тренировочным процессом по баскетболу и футболу.

Все чаще уровень успеваемости в последние годы меряют ЕГЭ — спорным, но безусловным способом проверки знаний. Однако и с этим Черепановский район успешно справляется. В 2012 году к итоговой аттестации были допущены 267 выпускников. Выпускники 2012 года показали лучшие знания по предметам, чем выпускники 2011 года. Медалистов в районе немало:18 выпускников награждены золотыми медалями «За особые успехи в учении» и 8 — серебряными медалями. По количеству золотых медалистов район на втором месте в области.

В районе реализуется целевая программа «Одаренные дети», в соответствии с которой создано научное общество учащихся, объединяющее 87 школьников из 15 школ Черепановского района. Продолжает работу созданная в 2011 году при сотрудничестве с Областным центром по работе с одаренными детьми районная экспериментальная образовательная площадка, где дополнительные знания у лучших учителей по математике, химии, физике, биологии получают более 300 детей из 11 школ района.

Новая школа требует и новых учителей. Черепановские педагоги активно участвуют в профессиональных конкурсах — это один из показателей качества методической работы учителя и его конкурентоспособности.

Победитель районного конкурса «Учитель года — 2012» Михалева Светлана Васильевна, учитель начальных классов школы № 3, заняла шестое место в областном конкурсе профессионального мастерства. Призером областного этапа конкурса «Мой лучший урок» стала учитель начальных классов школы № 1 г. Черепанова Журавлева Наталья Романовна. На Всероссийских научно-практических конференциях обобщен опыт работы педагогических коллективов: листвянской школы — по вопросам мониторинга динамических показателей здоровья обучающихся — и Дома детского творчества и школы № 3 г. Черепанова — по работе с одаренными детьми.

В новом году перед образованием встанут новые ориентиры. Майская школа вступит в новый для района областной проект по управлению качеством образования, откроется 80 новых дошкольных мест за счет приобретения части здания в городе Черепаново, будут благоустроены школы, детские сады и прилегающие территории и это все не предел. Планируется капитальный ремонт школ и детских садов на сумму 15 миллионов рублей из районного бюджета. Около трех миллионов рублей будет направлено на благоустройство пришкольных территорий и оборудование спортивных площадок. В январе 2012 года во всех школах стартовал смотр-конкурс «Лучший класс», победители которого будут награждены поездками в музеи и театры г. Новосибирска. Знаний и новых впечатлений для новых Ломоносовых тут хватит сполна.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру