С развалом сельского хозяйства опустели даже некогда большие села — центральные усадьбы бывших колхозов и совхозов, что уж тут говорить о малом селе. Сегодня коло 60 тысяч новосибирцев живут в поселениях, где нет никакой работы, кроме собственного подсобного хозяйства. Полученную продукцию с коих реализовать если и удается, то с большим трудом и с поражением в стоимости. Хорошо опять же тем, кто живет в транспортной доступности от областного центра, по линии железных или автомобильных дорог. А в глубинке же, особенно те, у кого нет собственного транспорта, отдают перекупщикам в полцены.
И вот у власти, наконец, дошли руки до этих несчастных деревень. В правительстве области составили специальный реестр таких населенных пунктов. Проблему занятости населения в каждом из них будут решать индивидуально. Но разрушенных колхозов и совхозов не вернуть, у оставшихся Акционерных обществ и у фермеров потребности в рабочей силе небольшие. Поэтому для каждого населенного пункта из реестра будет разработана адресная программа мер. В арсенале областных властей — развитие сети приемных пунктов, куда местные жители могли бы сдать излишки производства своего подсобного хозяйства, улучшение транспортного обслуживания, чтобы селянам было удобнее добираться до соседних поселений, где есть работа.
— Главам предложено проработать вопрос об увеличении выдачи субсидий на развитие предпринимательства. Если в этом году мы планируем выдать 300 таких субсидий, то в будущем году это число доведем до тысячи, — сказала Ольга Лаврова, заместитель начальника управления занятости населения Министерства труда Новосибирской области.
Только предпринимателями на селе способны стать единицы. И кто мог и хотел, уже стал им — кто-то фермером, кто-то заполнил нишу развалившейся торговой структуры и организовал на селе торговую точку. Одним словом, реестр реестром, но помочь сохранить оставшиеся села может только крупное хозяйство — крупный работодатель. Если такие где-то остались.