Браслеты от… ГУФСИН

В Новосибирскую область уже доставлено 35 электронных прорезиненных браслетов для слежения за осужденными

В январе следующего года они будут использованы по прямому назначению — закреплены на запястьях спецконтингента.

В Новосибирскую область уже доставлено 35 электронных прорезиненных браслетов для слежения за осужденными

В Новосибирскую область уже доставлено 35 электронных прорезиненных браслетов для слежения за осужденными. В январе следующего года они будут использованы по прямому назначению — закреплены на запястьях спецконтингента.

До 2020 года в уголовно-исполнительной системе России произойдут глобальные изменения. Не составят исключения тюрьмы и колонии Новосибирска и Новосибирской области.

Смысл реконструирования всей системы — в дальнейшей гуманизации уголовных наказаний, в том, чтобы за решеткой находились лишь те, кто совершил тяжкие преступления, самые злостные нарушители закона. Прочие, преступившие закон «в более легкой форме», ни в коем случае не избегнут наказания, но оно будет видоизменено. На данный момент появились новые варианты, альтернативные лишению свободы. Одним из таких вариантов станет ограничение свободы — не путать с домашним арестом. На тех, кому судом определена данная мера наказания, наденут специальные электронные браслеты, которых в Новосибирскую область уже пришло тридцать пять штук. Они будут контролировать каждый шаг осужденного.

Сегодня в целом по России доля наказания без лишения свободы составляет примерно 60% от общего числа осужденных, в Новосибирской области — 56%. За счет определения судом альтернативных мер наказания снизилась численность спецконтингента. В исправительных учреждениях и следственном изоляторе НСО сегодня находится 21 тыс. человек.

В ближайшее десятилетие произойдет перепрофилирование ныне существующих исправительных колоний. Часть из них приобретет статус колоний-поселений, часть станет тюрьмами. Внешне в российских тюрьмах все будет точно так же, как в тех, что показывают в голливудских фильмах. То есть длинный коридор с камерами, в которых находится от силы 4-5 осужденных, в каждой камере туалет, раковина. По словам Дениса Винокурова, руководителя пресс-службы ГУФСИН по НСО, отбывать наказание в тюрьме будет намного тяжелее, чем в колонии. В ИК, в том виде, в котором она существует сегодня, действует отрядная система. В каждом отряде, как правило, около 300 человек, при этом они выходят на работу, передвигаются по территории, пусть даже не выходя за ограждение ИК. В тюрьме такого не будет, свобода передвижения там ограничена достаточно жестко. Осужденные смогут передвигаться лишь в пределах камеры, что психологически переносится намного тяжелее. Но для персонала тюрьмы это более удобно — легче контролировать осужденных.

На сегодняшний день в НСО практически нет колоний-поселе-ний, есть лишь небольшие участки-поселения при ИК. После реконструкции нескольких конкретных ИК в области будут созданы новые колонии-поселения, в них будут жить и работать те, кому определена данная мера наказания. Все это пока лишь в проекте и до 2013 года существовать будет лишь на бумаге, финансирование «передела» системы пока еще не начато, пока специалистами разных направлений ведутся просчеты и прогнозирование. Понятно лишь, что задумка эта не из дешевых. Один лишь комплект электронного слежения за лицами с ограничением свободы обойдется федеральному бюджету примерно в 200 тыс. рублей. Комплект состоит из стационарного устройства, напоминающего телефонный аппарат, и прорезиненного браслета, сходного по внешнему виду с обычными электронными часами. «Телефон» устанавливается в доме осужденного, браслет надевается ему на руку и закрепляется. Снять его можно лишь по истечении срока наказания, так что даже принимать ванну осужденный будет с браслетом на руке. Конечно, при желании браслет снять возможно и даже очень просто — теми же плоскогубцами, — но цель закрепить его «намертво» на руке осужденного и не преследуется. Задача здесь — день и ночь наблюдать за передвижениями человека. Потому что, если находящиеся под домашним арестом не имеют права выходить из дома, то лица с ограничением свободы могут ходить на работу, в магазины и т.д. В чем будет состоять ограничение свободы — в каждом конкретном случае определяется непосредственно судьей. Это может быть запрет на выход из дома после какого-то определенного часа, например, после восьми вечера, запрет на посещение увеселительных заведений, на выезд за территорию района, города или области и т.д. На данный момент в НСО находится 36 человек, по отношению к которым суд счел нужным избрать такую меру наказания.

Комплекты для слежения — российского производства, хотя поначалу изготавливать и поставлять их в Россию собирался Израиль. Но цена израильских «кусается», поэтому пришлось остановиться на российской разработке. По словам Дениса Винокурова, ограничение свободы — совершенно новый вид наказания. Подобные браслеты пару лет назад прошли испытания в одной из областей РФ. Результаты, правда, не обнародованы, но судя по тому, что идет их повсеместное внедрение, прошли успешно. Пока жители НСО, ограниченные в свободе по суду, ходят сами по себе, без браслетов, и где они ходят сами по себе — неизвестно. Отслеживать их передвижения вменено уголовно-исполнительной инспекции. Но монтаж специального оборудования уже завершен, «обраслетить» наказанных планируется в январе следующего года. Сама система электронного слежения чем-то напоминает «Дубль-ГИС». Причем отслеживание будет вестись персонально, и за каждым осужденным закрепят «личного» оператора, которому на мониторе будет видна четкая зеленая линия маршрута следования человека. При разработке маршрута учитываются индивидуальные особенности рабочего дня наказанного, место его работы, проживание родственников и т.д. Каждые две минуты оповещающий о движении сигнал обновляется, малейшее отклонение от заданного маршрута будет караться по закону. Правда, в законодательной базе пока еще не прописано, как должны выглядеть карательные меры. Но в любом случае их будет определять судья.

Может быть, для нынешних и будущих осужденных действительно необходимы реформы, направленные на гуманизацию наказаний, возможно, в результате преобразований будут улучшены условия труда и отдыха сотрудников ГУФСИН. Но для налогоплательщиков это означает лишь одно — бурный отток денежных средств из социально значимых статей бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру