«Невинные» шалости
Работать с детьми всегда непросто, а с теми, кто совершает правонарушения, — тем более. Особенно когда речь идет о ситуациях, возникающих на объектах транспорта. И, пожалуй, главная из обязанностей инспекторов по делам несовершеннолетних — предупреждение ситуаций, ведущих к нарушению правил безопасности на железной дороге.
«Чем занимаются дети и подростки? Например, бьют и разбирают маневровые светофоры, — рассказывает Татьяна Крылова. — Светофор указывает машинисту, на какой путь направить состав. Если он будет поврежден, то поезд может попасть на «неправильный» путь, что в конечном итоге приведет к трагедии. Маневровый светофор небольшого размера, детей часто привлекают разноцветные стекла, они разбирают светофоры просто из любопытства. Хотя, случается, это делают и из хулиганских побуждений».
Зачастую дети кладут на рельсы различные предметы. Машинисты, как правило, замечают, что на путях что-то лежит, останавливают состав и расчищают дорогу. Но любое, даже самое небольшое отклонение от нормального графика движения приносит огромный ущерб — сбивается расписание и т. д.
Есть любители бить стекла поездов. Это не говоря уже о материальной стороне вопроса, опасно для жизни и пассажиров, и поездной бригады. Камень, брошенный в идущий на скорости состав, летит как снаряд, и осколки стекла могут серьезно поранить людей. Был случай, когда мужчина-пассажир получил такие серьезные травмы, что его не успели довезти до больницы.
Предотвращать и бороться с подобными правонарушениями крайне сложно. Перегоны длинные, свидетелей зачастую нет, так что приходится инспекторам (а это в основном представительницы прекрасного пола) проявлять смекалку и недюжинные дедуктивные способности. Женщины ходят в рейды, устраивают засады, опрашивают свидетелей. «Я сама начинала с этого, — говорит Татьяна. — Помню, вышла на свое первое дежурство в красивых туфельках на высоком каблуке, а когда поступил вызов, пришлось в них бежать по рельсам вслед за милиционерами!» С задержанными малолетними правонарушителями проводятся беседы, составляются серьезные разговоры с их родителями. Нередки случаи, когда пап и мам привлекают к административной ответственности и штрафуют за то, что не могли уследить за своими отпрысками.
С начала года в зоне ответственности Управления на транспорте МВД РФ по СФО зарегистрировано 86 случаев правонарушений на железной дороге. Удалось установить 57 правонарушителей, из которых 27 несовершеннолетних. Сейчас фактически наступило лето, и работы инспекторам значительно прибавится.
«Не проходите мимо»
Любой инспектор по делам несовершеннолетних может привести немало случаев, когда дети получали серьезные травмы и даже гибли из-за несоблюдения элементарных правил безопасности. Ребятишки играют возле железнодорожных путей, перебегают через них, не обращая внимания на движущиеся поезда.
«Наш бич — это наушники, — рассказывает Татьяна Крылова. — Дети слушают музыкальные записи плееров, мобильных телефонов и, естественно, не реагируют на сигналы, которые подает машинист. А состав, особенно идущий на высокой скорости, в принципе не может сразу остановиться, даже если машинист применит экстренное торможение. Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем взрослым: если вы увидите подростка в наушниках в непосредственной близости от железной дороги, не проходите мимо, остановите его. Возможно, это поможет избежать трагедии. Еще я хочу сказать родителям: если вы живете недалеко от железной дороги, следите за своими детьми, не отпускайте их на улицу одних, если они маленькие, а более старшим объясняйте правила безопасности, ведь от этого зависит их жизнь. К сожалению, не все родители это понимают. Приводишь к родителям ребенка, игравшего возле путей, а они говорят: и что он такого сделал, какое преступление совершил, что его с полицией домой приводят? Странно слышать такое от взрослого человека...»
Чтобы предотвратить детский травматизм и правонарушения, инспекторы по делам несовершеннолетних постоянно ведут профилактическую работу со школьниками, проводят беседы и лекции на такие темы, как «Детский травматизм», «Последствия правонарушений на транспорте», «Обязанности родителей», показывают специальные фильмы. Как правило, огромное впечатление на школьников производит фильм «Дети на рельсах».
Но не все ограничивается правонарушениями на транспорте. Инспекторы беседуют с детьми на различные темы, которые, казалось бы, не имеют отношения к транспортным объектам, например, о вреде наркотиков и алкоголя. Для самых маленьких сотрудники транспортной полиции организовывают различные конкурсы, викторины и игры. Стало уже хорошей традицией проводить конкурс рисунков: сначала детям рассказывают, как нельзя себя вести на железной дороге, а потом они рисуют на эту тему. Инспекторы стараются, чтобы их встречи с детьми не были формальными мероприятиями «для галочки», они стремятся к живому общению, и беседы часто заканчиваются совместными чаепитиями.
Опасные путешествия
Многие дети в составе групп едут на море, на главную елку страны в Москву, на Дельфийские игры и много еще куда. Обеспечить их безопасность — тоже часть работы инспекторов. Представляете, когда в вагоне практически все пассажиры — дети? Они едут несколько суток, делать им в дороге нечего, поэтому случается всякое, бывает, что начинают безобразничать. Поэтому инспекторы по делам несовершеннолетних совместно с сотрудниками патрульно-постовой службы обеспечивают сопровождение таких поездов. Задача — проследить, чтобы юные пассажиры ничего не повредили в поезде и в первую очередь не навредили сами себе, чтобы никто не отстал от поезда, чтобы ни у кого ничего не пропало. Что греха таить, и кражи случаются, и драки...
Порой дети и подростки, особенно из неблагополучных семей и детских домов, в поисках «лучшей доли» бегут из дома, и чаще всего они путешествуют по железной дороге. Это тоже подопечные инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних. «Когда я только начинала работать, а было это в девяностые годы, таких «бегунков» было очень много, — вспоминает Татьяна Крылова. — На эти годы пришелся пик беспризорности. А железная дорога, и особенно вокзалы, просто притягивают бомжей и бродяг, как взрослых, так и маленьких. В то время вокзал «Новосибирск-Главный» ими просто кишел, особенно ночью. Тем более что рядом с вокзалом расположена печально известная Нахаловка, где живет много наркоманов, алкоголиков и прочих маргинальных элементов. Такие люди не следят за своими детьми, и те устремляются на вокзал — кто просто из интереса, а кто в надежде чем-нибудь поживиться. Поймаешь такого, отправишь в РОВД, а на следующий день он опять тут. К счастью, по моим наблюдениям, сейчас таких случаев стало гораздо меньше».
Инспекторы выявляют беспризорных детей и подростков, а дальше у них разные пути: тех, кто совершил правонарушение, направляют в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, расположенный в Дзержинском районе, а тех, кто ничего особо плохого не сделал, — в социальные приюты. В центре для несовершеннолетних правонарушителей ребят осматривает врач, с ними работает психолог, там устанавливают их личности. За четыре месяца нынешнего года инспекторы отправили в центр 18 человек и еще 36 — в приюты. Многие из этих детей просто не понимают, что за свои правонарушения им придется нести ответственность, вплоть до уголовной: за кражи, грабежи, провоз наркотических веществ. Подростка могут направить в специальное учебное заведение закрытого типа, и в любом случае — это пятно на всю жизнь. Понятно, что такие меры — крайний случай, в основном же инспекторы стараются предупредить подобное развитие ситуаций, и хотя это не входит в их обязанности, постоянно поддерживают контакт со своими подопечными, устраивают их на работу, решают другие проблемы. Получается, что они в ответе за все.
Невыдуманные истории
В районе перегона «Жилмассив — Левая Обь» двое маленьких детей играли на улице. Совсем рядом расположены железнодорожные пути, огороженные забором, но ребята нашли проход. Дорога в этом месте изгибается, поэтому они не смогли вовремя заметить приближающийся поезд. Когда они все же увидели его, младший мальчик, 2005 года рождения, испугался и побежал через пути, но застрял в сугробе. Машинист подал сигнал и применил экстренное торможение, но предотвратить трагедию не смог: локомотив наехал на ребенка, и тот скончался по пути в больницу от полученной черепно-мозговой травмы. Погибший мальчик был из нормальной семьи, и почему родители отпустили детей одних на улицу, зная, что рядом железная дорога, — совершенно непонятно. Страшной трагедии можно было избежать.
Этот печальный случай произошел в Хакасии. Шестилетняя девочка, назовем ее Маша, живет в частном доме, расположенном в непосредственной близости от железной дороги. Как-то к ней в гости приехала старшая двоюродная сестра. Девочки пошли за водой. Им пришлось переходить железнодорожные пути. Увидев проходящий состав, старшая сестра крепко взяла Машу за руку, но, когда поезд прошел, та вырвалась и побежала через рельсы, не заметив, что по соседнему пути движется еще один поезд.
Несмотря на все усилия машиниста, столкновения избежать не удалось — ребенка затянуло под состав. Старшая девочка сразу же побежала за помощью, Маша отделалась переломом руки и закрытой черепно-мозговой травмой. В школе, расположенной рядом с ее домом, регулярно проводят беседы о безопасности на железной дороге, но девочка еще не ходит в школу.
В Новокузнецке девушка 1993 года рождения, отметив Новый год с родителями, около часа ночи решила пойти к подруге. На девушке был плеер с наушниками. Она шла по запасному пути, услышала сигнал поезда, обернулась и увидела, что состав уже в метре от нее. Естественно, отскочить любительница ночных прогулок не успела, и ее затянуло под поезд. Машинист извлек ее из-под колес и в кабине довез до больницы. Девушка осталась жива, но ногу пришлось ампутировать.
Из-за наушников произошла еще одна трагедия. В Бердске учащийся одного из средних учебных заведений возвращался домой с учебы, а чтобы не было скучно, решил послушать музыку. Путь молодого человека лежал через железнодорожные пути. Он не заметил приближающегося поезда, хотя машинист неоднократно подавал сигнал. Состав шел со скоростью 80 км/час, естественно, сразу остановиться не смог, хотя машинист и применил экстренное торможение (в этом случае тормозной путь составляет примерно 100 метров). Юноша погиб на месте. Он был из полной благополучной семьи, хорошо учился, характеризовался положительно…