Чем обусловлен такой оптимизм, рассказывает руководитель Новосибирского регионального фонда «Социум», социолог, член Общественной палаты РФ Надежда Вавилина.
В конце апреля «Российская газета» опубликовала результаты социологических исследований ФОМ и Института общественного проектирования, которые вызвали много споров. В частности, данные результаты показывают, что среднего класса как такового в России нет, и общество потребления так и не сложилось. Но Надежда Вавилина не вполне согласна с этим мнением: основываясь на данных проводимых ею социологических исследований, она считает, что в Сибири средний класс все-таки есть.
Более того: к нему относит себя больше половины населения региона. Реально же средним классом является примерно 30% сибиряков, около 10% можно отнести к богатым людям, около 30% — назвать предсредним классом (пока они таковым не являются, но могут им стать). Остальные 30% имеют низкие доходы.
«Я думаю, что не вполне корректно сравнивать российский средний класс с западным, скорее, сравнение надо проводить со средним классом, который был на Западе лет 50 назад, — говорит Надежда Вавилина. — Существуют две модели потребления — массовое и качественное. В двух словах эти модели можно охарактеризовать так: массовое потребление — дешево, некачественно и много, а качественное — дорого, качественно, но мало. Большинство нашего населения сегодня склоняется к модели массового потребления. Это самая начальная стадия общественного потребления, примерно так было и на Западе».
Если же говорить о конкретных доходах каждого социального слоя, то бедными можно считать тех, кто имеет меньше прожиточного минимума на каждого члена семьи (сегодня в Новосибирской области это 6 тыс. рублей). Таких у нас примерно 15%. К богатым можно отнести тех, чей доход на каждого члена семьи составляет 100 тыс. и более (их примерно 10%). Все, что посередине, — и есть предсредний и средний классы. Но понятие «средний класс» определяется не только уровнем доходов.
Это и уровень образования (у среднего класса он достаточно высокий), и самоидентификация (то есть кем конкретный человек себя ощущает). Что интересно, к среднему классу себя относят как те, чей подушевой уровень дохода в два раза превышает прожиточный минимум (12 тыс. рублей на человека в месяц), так и те, у кого он превышает его в десять раз (60 тыс. рублей).
Естественно, бедные отличаются от средних и тем, как они расходуют свои деньги. Если первые тратят 40% дохода на еду и только 10% на образование, то вторые расходуют 15% на продукты питания, а на образование — уже 20 и более процентов. То есть средний класс понимает реальную ценность хорошего образования для дальнейшего повышения своего социального статуса, и, как следствие, качества жизни.
«Это внушает определенный оптимизм, — полагает Надежда Вавилина. — Вполне вероятно, что в недалеком будущем большая часть населения нашего региона перейдет от массового потребления к качественному. Соответственно, и производителям придется выпускать товары более высокого качества. Это и есть модернизация, о которой так много говорят сегодня».