— Самой первой к нам приехала Третьяковка, это было летом 1941 года, — рассказывает директор музея города Новосибирска Елена Щукина. — Позже, осенью, привезли экспонаты артиллерийского и этнографического музеев, музеев пригорода Ленинграда — Павловска, Пушкина и Петергофа, музея изящных искусств им. Пушкина, музея современного западного искусства и музеев Харькова и Смоленска.
Что интересно, сначала никто не рассматривал Новосибирск как возможное место хранения культурных ценностей. Так, сокровища дворцов пригорода Ленинграда предполагалось разместить в Сарапуле и Горьком. Часть ценностей благополучно отправилась в Сарапул, где и хранилась всю войну, но в Горький экспонаты уже не попали — не позволила обстановка на фронтах. Тогда возник вопрос, куда везти уникальные коллекции. Сотрудникам музеев было предложено на выбор два города — Новосибирск и Томск. Сначала эшелоны пришли в Томск, но вскоре выяснилось, что там нет подходящих зданий: под хранение экспонатов ведущих музеев страны выделили помещение разрушенной церкви. Тогда коллекции приехали в Новосибирск, где их разместили в строящемся здании оперного театра. Огромное сооружение как нельзя лучше подошло для этих целей.
По словам Елены Щукиной, еще в 1938 году вышло постановление Совнаркома об эвакуации культурных ценностей. Правда, не совсем понятно, чем руководствовались, составляя перечень предметов, подлежащих вывозу. Так, в фонды пригородных музеев Ленинграда входит около 500 тыс. экспонатов, а в список попали всего 4 тыс. На весь комплекс Петергофа выделили один вагон.
Ящиков, опилок и бумаги для упаковки тоже не хватало, случалось, что золотые канделябры заворачивали в парадные платья русских императриц. Сотрудники музеев Ленинграда проявили чудеса отваги и героизма, упаковывая экспонаты музеев под артобстрелом, но практически все ценности были вывезены. В Новосибирске оказались картины, предметы из драгоценных металлов, текстиль, изделия из стекла.
— Никто не знал о том, что у нас хранятся культурные и исторические ценности, — это была государственная тайна. Их практически не выставляли, это было строжайше запрещено, — говорит новосибирский писатель Владимир Шамов.
Потом, когда война закончилась, все коллекции вернули по месту «постоянной прописки». Но у новосибирцев есть шанс увидеть хотя бы часть экспонатов, хранившихся в городе во время войны. Как рассказывает Елена Щукина, в рамках реализации проекта «900 дней братства», посвященного блокаде Ленинграда, планируется проведение выставки, на которой будут экспонироваться предметы из фондов музеев Царского Села (теперь это город Пушкин) и Петергофа. Выставка должна состояться в будущем году.