Очень хотелось бы думать, что сатирик не прав, поскольку в нашей стране читают не только Акунина, но и других писателей. И не только читают, но даже ходят на встречи с литераторами.
Одна из таких встреч — с известным писателем Валерием Казаковым — прошла в Новосибирске. Читающая публика, собравшаяся в помещении книжного магазина «Плиний старший», вызвала прозаика на откровенный разговор о власти, политике, культуре, образовании, о миссии писателя в сегодняшнем мире. Фрагменты этого разговора «МК» публикует для своих читателей.
О книгах
Сейчас очень много говорят о том, что печатное слово вытесняет Интернет. Такая тенденция, действительно есть. Но я все-таки не хочу верить в то, что со временем люди перестанут читать книги. Я не имею ничего против технического прогресса вообще и компьютерных технологий в частности. Но когда я ищу какую-то информацию в Интернете, у меня порой возникает ощущение, будто я роюсь в помойном ведре.
У книг, во всяком случае, у большей их части есть душа. Есть особая энергетика — живая. А энергетика Всемирной паутины — она мертвая.
О творчестве
О чем я пишу? Мне, конечно, очень лестны сравнения с Гоголем и Салтыковым-Щедриным. Да, я, как и они, пишу о чиновничестве. Дело в том, что российское чиновничество, как во времена Салтыкова-Щедрина, так и в наше время, — явление чрезвычайно интересное, захватывающее и в то же время опасное. Я бы сравнил его с дайвингом. Это совершенно иной мир.
Неподготовленный человек, попав туда, ощущает себя так, как если бы он против своей воли телепортировался на другую планету. Впрочем, я — человек подготовленный, хорошо знакомый с этим «подводным миром».
Планирую попробовать себя и в других жанрах. Например, в жанре исторической фантастики. Есть такой артефакт — крест Евфросиньи Полоцкой. Евфросинья Полоцкая была монахиней в 11 веке. Она праведно провела свою жизнь, делала только добро, много молилась, совершала паломничества по святым местам, в результате чего ее нательный крест стал чудотворным. Когда Евфросинья Полоцкая умерла, ее похоронили в Киево-Печерской лавре. В 1942 году фашисты вскрыли могилу. Крест бесследно исчез. И вот сейчас мне предложили написать, что было дальше с крестом. Разумеется, это не историческое исследование, а художественная проза.
О политике
Почему я в качестве основного направления своего творчества выбрал политический роман? Во-первых, как уже было сказано, я сам чиновник. Во-вторых, для меня очень интересна психология «винтиков» — людей, которые составляют государственную машину, тех, кто пытается изменить направление движения этой машины, и тех, кто ставит палки в колеса и тем, и другим. Я сейчас пишу повесть «Гапоны». Они были всегда. Что двигало Гапоном, который вывел людей под оружейные дула в 1905 году? Что двигало «гапонами» наших дней, которые в конце 2010 года вывели молодежь на Манежную площадь?
Сегодня на эти темы практически никто не пишет. Если политические деятели прошлого — и Ленин, и Сталин — не сходили с экранов телевизоров и театральных сцен, то современные политики либо не представляют интерес для драматургов и сценаристов, либо их личности вызывают такой страх и ужас, что никто не берется за подобные постановки. И это не есть хорошо.
Об образовании
Если книга и любовь к чтению исчезнут из нашей жизни, то виноват в этом будет не Интернет, а Министерство образования, которое предлагает сделать литературу необязательным предметом. Наше общество, копируя все американское, становится таким же, как они, обществом едоков. Нам не нужна культура, нам нужна колбаса. На сегодняшний день у нас в стране практически нет оппозиции. При этом с каждым годом нарастает межконфессиональная и межнациональная нетерпимость.
Чему тут удивляться, если в 11 регионах страны затеяли эксперимент: классы делят по религиозной принадлежности. То есть в одном классе учатся только христиане, в другом — только католики, в третьем — только мусульмане. Таким образом мы с 4-го класса развиваем в детях религиозную нетерпимость.
О миссии писателя
О чем должен писать писатель сегодня? Я уверен, что все процессы, происходящие в жизни общества, должны отражаться в литературе. Причем негативные процессы должны отражаться даже более активно, нежели какие-то идиллические картины.
Вот уже упомянутые события на Манежной площади. Нужно об этом писать? Нужно. Воспитание толерантности — главная задача нашего общества сегодня, так как процесса глобализации все равно не избежать. Хорошо это или плохо — об этом тоже нужно писать много и по-разному.
Мое убеждение: писатель должен находиться в оппозиции по отношению к власти, но писатель не может находиться в оппозиции к своему государству.
Вообще есть оппозиция, а есть оголтелый экстремизм, хамство и бескультурье. Я как-то раз выступал на радио «Свобода» вместе со своим белорусским коллегой, который находится в оппозиции к президенту Лукашенко. Так вот, ведущий — гражданин самого демократического в мире государства, каковым многие считают США — был в ужасе, потому что такого хулиганского поведения в эфире и оскорбительных высказываний он никогда раньше не видел и не слышал...